Это этюд Куббеля, опубликован в 1924-м году. Белые начинают и выгрывают.
Замечу сразу, что он не является слишком ярким примером этюда с ложными следами более богатыми, чем основная игра. Есть куда более яркие примеры (и, как заметили некоторые в комментах к предыдущей записи, в крайних своих проявлениях это считается серьёзным недостатком этюда). Просто он заставил меня в очередной раз над этим задуматься.
Привожу его решение полностью; кто хочет думать сам — не заглядывайте.
Напоминаю английские буквенные обозначения: K,Q,R,B,N - король,ферзь,ладья,слон,конь. Восклицательный знак обозначает особенно сильный ход, вопросительный — особенно слабый.
Чёрные грозят ...Kc1 и провести пешку b2 в ферзи, а если 1. Bb5, то просто 1..Kc2 . Поэтому первый ход белых практически вынужден:
1. Bb3 d3!
Теперь угрожает 1... Ka1 . Следующие два хода белых тоже вынуждены:
2. Bc4 Kc2
3. Ba2 Kxd2
Если теперь 4. Kxg2?, то чёрные даже выигрывают, ставя ферзя на d1 первыми. Поэтому
4. d6
Что произойдёт, если чёрные пойдут сейчас 4... Kc1 ? После превращения ферзей (5. d7 d2 6. d8Q d1Q) белые могут их разменять: 7. Qxd1+ Kxd1 . Но тогда последует 8. Kxg2 Ke2! , и внезапно оказывается, что чёрный король зажал белого короля в ловушке, и держит его там, двигаясь по полям e2 и e1, в то время, как белый слон беспомощно взирает на это, привязанный к защите поля b1.
Но у белых есть план: после превращения ферзей они не будут их менять на вертикали d, а заставят чёрных разменять ферзей на вертикали c. Например: 4... Kc1 5. d7 d2 6. d8Q d1Q 7. Qc7+ Kd2 8. Qd6+ Kc1 9. Qc5+ Qc2 (уже нельзя возвращаться королём 9... Kd2 из-за 10. Qe3+ и 11. Bb3+) 10. Qxc2+ Kxc2 11. Kxg2 Kd2 12. Kf2! и белый король вырывается из ловушки — он успел занять поле f2, а чёрный король не сможет держать его в заперти с полей d2-d3, т.к. белый слон контролирует d3 с поля b1.
В этом состоит план белых, но он весь остаётся в побочных вариантах после следующего хода чёрных:
4... g1Q+!
Непонятная жертва, но выбора нет.
5. Kxg1 Ke3!
Ещё более непонятный ход, но ответ белых, как и раньше, практически вынужден:
6. d7 d2
И теперь, если белые делают очевидный ход 7. d8Q и готовятся праздновать победу, на них обрушивается
7... b1Q+!
8. Bxb1 d1Q+!
9. Qxd1
и чёрные, три раза (!) пожертвовав ферзя (на 4-м, 7-м и 8-м ходах) добились пата. Ничья.
Но этот великолепный и совершенно неожиданный пат, изюминка этого этюда, остаётся ложным следом, потому что белые преодолевают его, выигрывая путём
7. d8R!
превращая пешку в ладью с лёгким выигрышем.
Превращение пешки в другую фигуру, кроме ферзя — эффектный мотив, нередко использующийся в шахматной композиции. Несомненно, 7. d8R! — красивый ход, но пат ложного следа, который он предотвращает — ещё красивее. Этот пат по праву является частью решения этюда, и вместе с тем — и вместе с тем он не в главном варианте. Он не является частью того, как этюд "разыгрывается", как всё происходит "на самом деле" в его решении.