Вот этюды попроще:
В первом задание — выиграть; во втором — сделать ничью.
А вот два этюда посложнее, с полными решениями. Тоже, для разнообразия, в одном надо выиграть, в другом — добиться ничьей:
Задание: белые начинают и делают ничью.
Материальный перевес чёрных налицо, и они начнут воплощать его в жизнь, как только им удастся начать шаховать ферзём. Попытка белых шаховать 1. Rh6+ опровергается простым 1... Bb6+ . Поэтому выход только один — попробовать выиграть ферзя с помощью кстати подвернувшейся связки:
1. Ra1!
Чёрные не могут позволить себе отдать ферзя за ладью. Но если бы они могли как-нибудь взять слона на e5 с шахом, это разорвало бы связку. Чёрные начинают преследовать белого короля:
1... Bb6+
2. Kd5
(почему 1... Bb6+, а не 1... Be7+? Скоро станет ясно). Теперь ничего не даёт чёрным эффектный двойной шах 2... Ne3++, белые просто отступают 3. Ke4, сохраняя связку. Но у чёрных находится полезная жертва:
2... Bc6+!
Брать слона на c6 нельзя, на это последует 3... Nxe5+ (с шахом!) и 4... Qxa1 с очевидным перевесом чёрных. Значит, надо отступать.
3. Ke6 Bd7+!
Если бы первым шахом чёрных был ход 1... Be7+, сейчас белый король просто взял бы слона на e7. Поэтому правильно было именно 1... Bb6+! . Теперь же белые, кажется, попали в безвыходное положение. Брать слона на d7 нельзя по той же причине, по какой нельзя было его брать на c6 — чёрный конь берёт слона на e5 с шахом. Отступать на e7, f6, f7 - проигрывает из-за того, что слон с d7 угрожает ладье на h3: чёрные меняют ферзя на ладью на a1, а потом берут слоном ладью на h3, оставаясь с выигрышным материалом (два слона и конь против слона). Даже если король попробует вернуться на d5, случится то же самое, разве что чёрные отведут коня в сторону вначале: 4. Kd5 Ne3++ 5. Ke4 Qxa1 6. Bxa1 Bxh3, и чёрные выигрывают. Что же делать?
4. Kxd7!!
Странный ход. Мы же видели, что он ведёт к мгновенному проигрышу.
4... Nxe5+
5. Ke8!! Qxa1
И тут, в этой очевидно проигранной позиции (ладья с пешкой против ферзя и двух лёгких фигур)...
6. Ra3+!! Qxa3
и последний, завершающий, тишайший аккорд:
7. b5+ Kxb5
Пат. Откуда ни возьмись, красивейший, чистый и зеркальный пат.
("чистый" и "зеркальный" — технические термины, которые используются для характеристики патовых и матовых позиций. "Чистый" означает, что каждому полю вокруг короля угрожает не более чем одна фигура противника. "Зеркальный" означает, что все поля вокруг короля свободны, на них нет фигур или пешек, и он не может на них пойти только из-за того, что им угрожают фигуры противника. Чистые маты или паты ценятся больше, чем нечистые, и зеркальные — больше, чем незеркальные, потому что они красивее, а главное, потому, что их намного тяжелее добиться)
И второй этюд, с заданием на выигрыш. Один из моих самых любимых этюдов у Куббеля, да пожалуй и вообще:
Довольно сложная позиция, не сразу ясно, как подступиться к ней. У чёрных небольшой материальный перевес, а главное, они грозят пойти Qxc6 с построением грозной батареи на линии c. На первый взгляд грозное 1. Ne6 парируется простым 1... Bxc6 ; белые могут разменять ладьи, или дать шах на d8, от которого чёрный король спрячется на b7; на этом всё и закончится.
Ясно, что надо форсировать, но как? Есть ещё шахи белым ферзём, которые оказываются хорошей идеей; путь к победе лежит через форсирование размена на d7, и продвижение белой пешки с c6 на d7, поближе к превращению.
1. Qg4+!
Почему не 1. Qh3+ (ложный след) — вскоре станет ясно.
1... Kb8
2. Nd7+ Bxd7
3. cxd7
Теперь стало ясно, почему не 1. Qh3+ — в этом случае сейчас чёрные пошли бы 3... Qg6+ и заматовали белых за несколько ходов на полях c2 и c1 ладьёй и ферзём. Сейчас же положение чёрных кажется безнадёжным. Шахов нет. Пешка грозит превратиться следующим ходом. Отдать за неё ладью — верный проигрыш. Что делать?
3... Rc1+!
Ну конечно! Чёрные жертвуют ладью, чтобы выманить белого короля на линию c, после чего они могут пойти Qc6+ и взять ладью на d5, контролируя при этом одновременно поле превращения пешки d7, и поле g8, не допуская со стороны белых Qg8+ с форсированием превращения. Отличная жертва!
4. Kb2!!
Зачем белые тянут время? Какая разница, пожертвуют чёрные ладью на c1 или на c2? Белые не могут отказаться её взять — или, точнее, могут, но тогда игра просто закончится вечным шахом и ничьёй.
4... Rc2+
5. Kxc2 Qc6+
6. Kd3! Qxd5
Белые приблизили своего короля к центру действий, но неясно, что это им дало. Позиция абсолютно ничейная! У белых нет шаха на g8, а чёрные грозят подвести короля и съесть пешку d7.
7. Qxf4+ Kb7
Это единственное отступление короля: 7... Ка8 нельзя из-за шаха на f8, 7... Ka7 — из-за шаха на c7. Но отступление вполне адекватное, кажется. Никаких шахов больше нет. Ничья?
8. Qf7!!
Красота этой финальной позиции не поддаётся, по моему скромному мнению, адекватному описанию словами. Если чёрные возьмут ферзя на f7, белые превращают пешку в коня с шахом, берут ферзя и остаются с лишней фигурой и очевидно выигранным окончанием. Королём нельзя ходить, ведь ферзь под ударом. Если отойти куда-то ферзём, например на d6, белые превращают пешку в ферзя со вскрытым шахом. Дать белому королю шах чёрный ферзь тоже не может: поля f5, f3, b3 все контролируются белым ферзём. Геометрическое совершенство узора, созданного фигурами, захватывает дыхание.