Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

экономика

Во вчерашней газете — статья о ситуации с ценами после снижения налога. Дело в том, что у нас тут (в Израиле) неожиданно снизили налог на дополнительную стоимость (VAT) с 18 до 17%. Это в принципе ожидалось, но ещё очень не скоро, а тут министр финансов Нетаниягу внезапно решил сделать это прямо сейчас.

Казалось бы, после этого сразу должны соответствующим образом упасть цены на все товары, как минимум в тех областях хозяйства, в которых цены не регулируются государством (в Израиле есть несколько регулируемых областей, но в основном всё же свободный рынок). И, например, с электротоварами вроде бы так и произошло, основные сети объявили о снижении цен примерно на процент. Но в очень многих областях цены не падают. Например, автомобили не снизились в цене ни на шекель. Судя по всему, большинство товаров в типичном супермаркете в цене не падают. И так далее, и тому подобное.

Статья как раз была об этом: она пыталась объяснить, почему цены не падают. Согласно этой статье, торговцы во всех этих отраслях в один голос утверждают, что им в последнее время было очень тяжело, в основном из-за растущего курса евро. Чуть ли не убытки они терпели. И вот теперь этот упавший процент VAT позволяет им еле-еле передохнуть, и цены снизить они никак не могут. Про автомобильный рынок отдельно объясняется, что в нём есть традиция ни по какому поводу не снижать цен (!!!), потому что дескать иначе могут пострадать большие фирмы по лизингу, которые содержат огромные парки автомобилей.

Но чего-то я во всём этом не понимаю. Есть тут какое-то противоречие, как минимум, с "наивно-либертарианской" (или "простой", если не нравится "наивной" — я не стремлюсь обидеть) концепцией свободного рынка. Почему не работает конкуренция? Ведь этот процент VATа, который снизился — это в чистом виде подарок тем фирмам, которые продают товар конечному потребителю. Если они не меняют конечную цену, они получают подарок с каждой продажи — чуть меньше одного процента цены, прямо с потолка, ничего для этого не нужно делать. Почему же фирмы не снижают цены, используя этот "подарок", в попытке переманить покупателей? Объяснения насчёт того, что у них и так убытки, мне кажутся неубедительными: ведь они не собирались (насколько известно) повышать цены до того; а переждать немного, пока не опустят VAT, тоже не могли, т.к. эта мера явилась для всех совершенным сюрпризом.

Итак, почему не "работает" в данном случае свободный рынок?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →