Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

богатыри не мы

Придумал слово —

богатыринемызм.

Означает (если вдруг непонятно) отношение к жизни, к предкам, к философии, к религии, к подвигам, к чему угодно ещё, короче говоря, отношение типа "богатыри не мы".

Хороший пример — современный иудаизм.

Вообще-то, все большие религии неизбежно впадают в богатыринемызм в той или иной степени. Кроме основателя религии (Моисея, Иисуса, Магомета), которого никак не превзойти, древние "отцы церкви" и мудрецы неизбежно котируются выше сегодняшних. Но богатыринемызм бывает разный. Беспрецедентный застой в современном ортодоксальном иудаизме, полностью обращённом в прошлое — порождение последних двух веков (и в немалой мере реакция на Хаскалу и массовую интеграцию европейских евреев в окружающее общество).

Пожалуй, самое консервативное направление христианства — католичество — по сравнению с ортодоксальных иудаизмом развивается с пугающей скоростью. Ничего подобного Второму Ватикану 1961-го года с его далеко идущими изменениями в католической практике и схоластике в ортодоксальном иудаизме быть не может. Он продолжает во всём опираться на огромный свод галахических постановлений, принятых много столетий назад и совершенно нерелевантных для сегодняшней жизни; эти постановления формально не являются заповедями и могут теоретически быть отменены или изменены раввинами-мудрецами — вот только мудрецы эти должны быть настолько же "великими в Учении", насколько были великими те мудрецы, что эти правила принимали. А это — в современном ортодоксальном иудаизме — совершенно невозможно: не в объективном смысле, конечно (здравый смысл подсказывает, что среди многих усердных раввинов сегодня найдётся немало таких, кто, объективно говоря, столь же мудры и начитанны, сколь были великие раввины древности, или Маймонид, или Виленский Гаон), просто древние раввины, авторы Мишны и Гемары (частей Талмуда), авторы большинства галахических постановлений, вознесены на столь высокий пьедестал, что верующий ортодоксальный еврей не может и представить себе, чтобы современные авторитеры могли с ними сравниться или в чём-то их превзойти.

Так было не всегда. Даже несмотря на то, что в средние века иудаизм, зафиксировав текст Талмуда, перешёл к третьей степени отдалённости от божественного источника в своей теологической работе (т.е. стал заниматься подробным изучением и комментариями не только Торы (Пятикнижия Моисеева), не только Мишны (комментария к Торе), а даже и Гемары (комментария к комментарию), мы можем в каждом веке найти немало "великих мудрецов", и одну-две "суперзвезды", типа того же Маймонида. Возможно, Виленского Гаона следует считать последней суперзвездой в ортодоксальном иудаизме? Начиная с 19-го века богатыринемызм начинает брать верх. Кое-где ему кое-как сопротивлялись (культ почитания Любавичского ребе иногда пытался возносить его до уровня величайших мудрецов вообще, а не "всего лишь" величайшего мудреца нашего поколения), но его неумолимая логика всегда в конце концов побеждала. По крайней мере, до сих пор.

Любопытная ловушка, в которую ортодоксальный иудаизм загнал себя добровольно, и из которой ему очень нелегко будет выбраться, если вообще сможет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments