Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

компьютерное: об учебниках и учебных пособиях

Большинство компьютерных учебников не нравятся мне потому, что они написаны слишком медленно и длинно, слишком долго всё разжёвывают для тупых или неопытных.

Те же из них, которые пробегают материал быстро, обычно упускают всё самое важное, упускают суть того или иного языка программирования, или технологии, или чего угодно ещё, и вместо этого проходят по верхам.

Представьте себе шкалу, в начале которой находится простенькое и примитивное введение в какую-то тему для тех, кто вообще в этом ничего не смыслит; на отметке примерно в треть шкалы — пособие типа “... для чайников” или “... за 21 день”; в середине шкалы — солидный и хороший учебник по данной компьютерной технологии, не предполагающий, однако, от читателя никаких серьёзных знаний ни в чём, кроме разве что самых основ программирования или работы с компьютером; а в самом конце шкалы пусть будет Reference Manual, полный и подробный отчёт о всех аспектах и подробностях данной технологии (например, если это язык — список всех синтаксический конструкций, ключевых слов, встроенных функций). По Reference Manual обычно выучить технологию невозможно, т.к. он предназначен для тех, кто уже её знает и понимает. Или ещё в конце шкалы может быть формальный стандарт, фиксирующий во всех подробностях определённую стандартную версию данной технологии.

Введение этой одномерной метафоры сильно упрощают реальную картину, но тем не менее, воспользуюсь ей. Тогда идеальное для меня учебное пособие лежит где-то на отметке 75-85% данной шкалы. Это быстрое и одновременно глубокое введение в данный предмет для “хакеров” в хорошем смысле этого слова. Оно предполагает, что читающий его человек схватывает тривиальные вещи на лету, и заинтересован в том, чтобы понять не только “как с этим работать”, но и в определённой степени “как это устроено внутри”. Что ему ничего не нужно разжёвывать, а если уж что-то обсуждается долго и подробно, то это действительно сложная и действительно важная для понимания всего предмета вещь. В зависимости от того, о чём оно рассказывает, оно предполагает от читателя хорошее знание и знакомство с началами данной области. Его можно изучить довольно быстро, и вместе с тем понять довольно многое и усвоить главное.

(кстати, иногда бывает так, что формальный стандарт, или что-то близкое к Reference Manual, написаны так хорошо, что их можно использовать в качестве такого пособия. Например, для человека, который примерно понимает, что такое HTML и как его пишут, идеальным пособием для изучения XML в моём понимании является просто W3C-шный стандарт XML. Когда мне понадобилось изучить XML как технологию, я просто распечатал стандарт и прочитал; он написан очень хорошо, и его авторы явно старались обеспечить именно такую возможность: чтобы грамотный человек, которому не нужно разжёвывать очевидное, мог прочитать от начала до конца и выучить данную технологию без предварительного с ней знакомства. Ещё один пример — документация Перла, так называемые PODs; кроме того, что они являются reference manual всего языка, большинство возможностей Перла можно выучить прямо по ним (правда, “с нуля” не выйдет, какое-то начальное, пусть очень примитивное, знакомство с языком должно быть). Я так в своё время и сделал (прочитал первые две главы какого-то учебника Перла и бросил, слишком медленно было; с остальным разобрался, читая программы и документацию языка). В качестве ещё одного примера, на этот раз для сетевых технологий, могут служить многие RFC.)

Для чего я всё это написал? 1. Чтобы упорядочить свои мысли по этому поводу и определить точнее для себя, что я понимаю под идеальным учебным пособием. 2. Чтобы узнать, что по этому поводу думают другие и как они себе представляют идеальный с их точки зрения учебник/учебное пособие/FAQ/что угодно; кто согласен с этим моим представлением, кто не согласен и почему; какие есть хорошие и плохие примеры; и всё, что угодно будет заинтересованным читателям высказать на эту тему.

P.S. Всё вышесказанное не отменяет, конечно, необходимости в учебниках для совсем новичков, которым действительно нужно всё очень подробно объяснять и разжёвывать! И ничего плохо в таких учебниках нет, конечно. Просто я думаю, что тому, у кого уже есть определённый уровень знаний, опыта, смекалки, профессионализма — определяйте как угодно — гораздо лучше подойдёт пособие такого вида, который я описываю в данной записи. Ну или по крайней мере в отношении меня лично это так.
Subscribe

  • еще раз о бросках монеты

    Один из призеров Шнобелевской премии в этом году (Ig Nobel Prize) - статистик Франтишек Бартош с многими коллегами; они вместе бросили монету 350,757…

  • о простом числе 57

    Среди математиков есть известная байка о том, как Гротендик (знаменитый французский математик, многими считается величайшим в 20-м веке) как-то читал…

  • небо-облако-стрела-небо-океан

    На днях узнал, что в древней Индии знали о потрясающе точной и простой формуле, дающей примерное значение косинуса: (π^2-4x^2)/(π^2+x^2), x в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • еще раз о бросках монеты

    Один из призеров Шнобелевской премии в этом году (Ig Nobel Prize) - статистик Франтишек Бартош с многими коллегами; они вместе бросили монету 350,757…

  • о простом числе 57

    Среди математиков есть известная байка о том, как Гротендик (знаменитый французский математик, многими считается величайшим в 20-м веке) как-то читал…

  • небо-облако-стрела-небо-океан

    На днях узнал, что в древней Индии знали о потрясающе точной и простой формуле, дающей примерное значение косинуса: (π^2-4x^2)/(π^2+x^2), x в…