Endgame! Online
Выложенные в PDF-формате все номера, начиная с основания в 1965-м году, журнала EG (сокращение от Endgame), посвящённого шахматной этюдной композиции.
Там просто огромное количество прекрасного; вряд ли я скоро найду время просмотреть даже малую часть номеров.
Вот несложная, но красивая миниатюра, найденная в одном из последних номеров просмотром наугад:
Белые начинают и выигрывают. Решение под катом.
Решение:
После 1. Be1 белые могут провести пешку в ферзи, но ясно, что после превращения обеих сторон позиция ничейная. Надо пытаться остановить чёрную пешку, или создавать угрозы после превращения. Или - и то и другое...
1. Nb7+!
Теперь 1... Ka6 и 1... Ka4 проигрывают сразу после 2. Nc5+ и размена коня на пешку. Если 1... Kb5, то 2. Nd6+ и 3. Ne4, после чего белые неизбежно через ход или два получают контроль над полем b2, или разменивают фигуру на пешку.
На 1... Kb4 последует 2. Be7+, и тоже белые быстро получают доступ к полю b2; например, 2... Kb5 3. Nd6+ Ka4 4. Nc4 или (лучший вариант за чёрных) 2... Kc4 3. Nd6+ Kd5 4. Nb5!
Поэтому остаётся только
1... Kb6
2. Na5!!
Конь нападает на пешку, и его надо брать: если 2... b2, то 3. Nc4+ с разменом. Если взять его слоном 2... Bxa5, то после 3. Bf6 чёрные совершенно беспомощны. Остаётся, однако, вполне адекватное
2... Kxa5
Игра вернулась к начальной позиции, только у белых теперь нет коня. Что изменилось? Освободилась восьмая горизонталь!
3. Be1! Bxe1
4. g7 b2
5. g8Q b1Q
6. Qa8+ K~
7. Qb8+ и белые выигрывают ферзя.
(если 3... Kb4 вместо 3... Bxe1, то просто 4. g7 b2 5. g8Q b1Q 6. Qb8+)