?

Log in

No account? Create an account
об обучении - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

об обучении [май. 16, 2006|10:59 pm]
Anatoly Vorobey

Гаспаров пишет в письме:

Наш старый профессор греческого языка говорил: «Я вам должен читать методику преподавания древних языков; но я не буду этого делать, потому что такой науки нет; просто нужно знать в пять раз больше, чем говоришь, и тогда все получится без всякой методики».

Но по-моему, это не совсем верно. Я знаю людей, которые знают в пять или даже в десять раз больше, чем говорят, но не могут как следует объяснить, не могут научить.

С другой стороны, во сколько-то раз надо больше знать, наверное. Есть люди, которые знают ровно столько, сколько надо сказать, или немногим больше, и хорошо это объясняют; но часто бывает так, что если потом они больше выучат, то понимают, что объясняли все неправильно и теперь знают, как лучше.

У меня очень силен инстинкт упорядочивания. Когда я что-то учу, то одновременно всегда в голове раскладываю это на то, как бы я это объяснял себе или другим, начиная с первых принципов. Это, наверное, правильно, т.е. дает мне как раз неплохой шанс, в процессе изучения в пять раз больше, прийти к правильному пониманию того, как преподавать; но это мне и мешает часто, потому что не дает сфокусироваться достаточно хорошо на нетривиальном и глубоком - слишком часто подозреваешь себя в недостаточном владении всей цепочки знаний, и возвращаешься к основам.

P.S. А ссылка ведет на большую подборку писем Гаспарова, да; ее все уже небось видели, впрочем. Там есть много интересного, но мне было тяжело очень ее читать отчего-то.

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: alon_68
2006-05-17 07:05 am
Конечно! Знать самому и уметь объяснить - совершенно разные направления.
Есть великолепные знатоки, абсолютно неспособные научить, т.к. видя человека незнающего, они впадают в ступор и просто не понимают, как можно быть таким дебилом и не знать таких элементарных вещей :) Если такой человек еще и бестактный - он прямо это говорит ученику, если тактичный - он просто сдается. А чтобы учить эффективно, надо уметь "влезть в голову" этому незнающему и понять, как он это представляет, как выстроить объяснение, как расположить материал, чтобы не запугать... Обратный пример - физик Роберт Вуд, блестящий лектор, как-то взялся читать лекции по предмету, которого сам не знал, и проходил его вместе со студентами, держась на одну лекцию впереди. И вполне успешно :)
(Ответить) (Thread)