Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

о марксизме

Оттого что что-то не читаешь или не замечаешь, оно не перестает существовать. Я каждый раз отмечаю в уме, когда эта истина подтверждается снова и снова.

Скажем, я в принципе помню, что марксизм остается любимой идеологией немалого числа западных профессоров - в основном на таких факультетах, как литературоведение и культурология, а не экономика, где он давно забыт всеми, кроме историков экономики, потому что у экономистов все же связь с реальностью немного лучше работает. Вместе с тем, я читаю некоторое количество интересных мне "академических" англоязычных блогов. Но, поскольку я сам выбираю, что мне читать, естественно, никакие марксисты-профессора среди моего поля чтения не встречаются, и я как-то и не подозревал, что они есть; хотя, если подумать, почему бы и нет?

Вот и вышло подумать "действительно, почему бы и нет?" пару дней назад, когда, пройдя по паре случайных ссылок, я попал как раз на такой блог The Pinocchio Theory, который ведет профессор Стивен Шавиро, профессор of English в мичиганском Wayne State University. Первая же запись, которая попалась мне на глаза, начиналась так:

I have been preoccupied a lot recently with the differend between dialectics, with its notes of crisis, contradiction, and antagonism, and pluralism of the Deleuzian variety, with its rejection of any thought of the negative and its insistence on the metastability of the virtual as the source of change.

Дальше автор поясняет, что в этом вопросе он расходится с "более традициональными марксистами", и поясняет, почему и как. Другая интересная запись, в честь дня рождения Маркса, задает вопрос: "What in Marx’s thought is alive, what in his thought is vital, urgent even, for us today? And concurrently, what in Marx’s thought is no longer alive, what is outdated, what is an impediment?" И отвечает на него: экономический анализ Маркса, понятия капитала, его накопления и распостранения, в общем, все содержимое "Капитала" Маркса сейчас даже более важно и релевантно, чем в недавнем прошлом; а вот понятия классового сознания и пролетариата, увы, изжили себя в современном обществе (потому что современный капитализм задавил все возможности, закрыл все пути, с помощью которых пролетариат мог бы осознать себя как класс.

Кстати, в определенном смысле любопытно объяснение Шавиро того факта, что сейчас экономический и социальный анализ Маркса даже важнее, чем в недавнем прошлом (по его мнению). Дело в том, что во всем виноват... социализм и социалистические режимы, и особенно СССР. Пока эти режимы существовали, западный капитал их боялся и потому в западных странах вводил такие меры, как велферная защита населения и государственный контроль над свободными рынками. Эти меры "palliated the inherent miseries of capitalism", смягчали жестокие страдания, присущие капиталистическому строю. А когда в 1989-м году начался повсеместный распад социалистических режимов, капитал получил идеологическую "подпитку", позволяющую ему избавиться от всех этих механизмов, и перейти к "совершенно дикому неолиберализму". Поэтому у нас вскоре начнутся все жестокие страдания прямо по Марксу.

Понятно, что он не один такой. У него много комментариев от других блоггеров на те же темы, ссылки на которых можно найти в списке дружественных блогов на его странице. Ясно, что я просто коснулся края сферы, столкнулся с одним из блогов, представляющих явление, которое мне не хочется дальше исследовать. Лучше читать то, что мне действительно интересно.

Но, почитав все эти прелести, я вернулся к одной старой мысли; а именно: почему Маркс? Почему марксизм? Я не могу достаточно убедительно себе это объяснить. Почему всякие другие мыслители, давно опровергнутые, забыты и вспоминаются только историками, а этот конкретный экономист и философ, опроверженный в своих экономических теориях и политических предсказаниях начисто и много раз, остается и является интеллектуальным центром для стольких людей? Да, я понимаю, что революция и СССР и официальная его идеология, но где сейчас тот СССР. Да, я понимаю, светлое коммунистическое будущее, утопическая надежда, но мало ли кто какие утопии писал, вот томасморцев что-то нет вокруг, а марксисты отнюдь не перевелись. Почему же мы не можем наконец от него избавиться, в чем секрет столь огромной притягательности?

Почему Маркс? Почему марксизм?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →