На прошлой неделе с согласия израильского правительства и под надзором израильской армии иорданцы и египтяне передали в палестинскую автономию около тысячи единиц стрелкового оружия. Передали его напрямую гвардии, находящейся под контролем президента Абу-Мазена; считается, что это поможет усилить его позицию в противоборстве с правительством ХАМАСа.
Какие-то протесты были, конечно. Был и иск в Верховный Суд (БАГАЦ) с требованием остановить передачу, но БАГАЦ отложил его рассмотрение на день, когда она уже была завершена. Какие-то правые парламентарии что-то сказали в микрофоны. Итд.
Но это даже и близко не стояло с тем, что происходило тут в прошлый раз, когда Израиль передал оружие палестинской автономии, во время правительства Рабина в середине 90-х. Тогда огромные демонстрации по всей стране скандировали "не дайте им ружей", шины горели на перекрестках, в Кнессете бушевали жаркие дебаты... это было одним из самых взрывоопасных решений правительства Рабина, возможно, следующим за соглашением Осло по той буре негодования и протестов, которое оно вызвало.
Секунду, можно сказать в ответ. Но ведь это совершенно разные вещи. Тогда мы дали "им" наше собственное оружие, своими руками передали убийцам нам же принадлежащие винтовки, чтобы они из них потом в нас стреляли. Непереносимый символизм этого жеста - еврейское государство само преподносит в подарок убийцам орудия убийства, добровольно идет на заклание - это было тем, что так воспламенило правый лагерь в то время.
Так, по крайней мере, все или почти все сейчас помнят. Так и я помнил.
Пока не прочитал статью Эйтана Хабера в сегодняшней "Едиот", в которой он объясняет, что все было не так. И тогда это были тоже не "наши" автоматы, и суть "передачи" заключалась - как и сейчас - в том, что правительство разрешило, а армия проконтролировала провоз через КПП оружия, закупленного в других арабских странах. Разницы в сути этих действий нет никакой. Есть разница в количестве, это верно - но также в имидже, в созданной вокруг мифологии.
Как получилось, что в коллективной памяти отложилось впечатление о том, что мы им сами дали наше оружие? И почему сейчас, во время такой же акции, не было тех гигантских демонстраций, протестов, борьбы против этого со стороны крайне правых? Хабер считает, что это потому, что тогда было правительство Аводы, левое, а сейчас у власти бывшие ликудники. Но тут ему изменяет, по-моему, политическое чутье. Для сегодняшних крайне правых "Кадима" такая же левая партия, какой была "Авода" 10 лет назад, а ее лидеры - такие же ненавистные левые предатели, каким был Рабин. Нет, дело не в этом - а в чем тогда? Неужели всего лишь в пиаре? Т.е. тогда нашелся удачный лозунг ("не давайте им ружей"), правительство недостаточно четко представило суть дела публике (настаивая на секретности, возможно? уже не помню подробностей), и крайне правым удалось внушить свою версию происшедшего всему населению. Сейчас у крайне правых не оказалось под рукой харизматичных лидеров, нового лозунга (или удачного запуска старого лозунга), СМИ изначально подчеркивали точный характер происходящего - что переправляют чужие автоматы, а не дарят свои - вот и нет демонстраций, вот и нет горящих шин на перекрестках.
Все дело, выходит, в пиаре?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →