Top.Mail.Ru
? ?
Ни о какой безапелляционности в моих высказываниях не может быть и речи! [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о растраченной жизни [авг. 8, 2006|12:36 am]
Anatoly Vorobey

Бахыт Кенжеев посоветовал читать сборник стихов Елены Игнатовой, и ссылку дает на PDF-файл. Я посмотрел немного, больше по диагонали из-за нехватки времени, и меня зацепила вот эта строфа, из 74 года и стр. 57 этого сборника:

Не возьму ни гроша и ни капли вина не пролью
в причащеньи судьбы ко стыду нерастраченной силы,
к нерожденной душе, к одиночеству в отчем краю,
к этой грязной бумаге, где жизнь изошла на чернила.

У меня очень ярко вспыхнуло сразу в голове то, что за три года до того, в 71-м, написал Бродский:

Гражданин второсторной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли.

Я задумывался несколько раз о том, как эти строки мне кажутся, не знаю, как сказать, более страшными, чем кажутся. Это ведь очень страшные слова, если вдуматься.

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: mitiaf
2006-08-07 03:45 pm
"лишние" люди появились в русской литературе намного раньше. семидесятые просто легче "примерить" на себя
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2006-08-07 04:04 pm
Ну и вообще стихи такие, бродскианские.
Поздравляю себя!
Сколько лет проживу, ничего мне не надо.
Сколько лет проживу,
сколько дам на стакан лимонада.
Сколько раз я вернусь -
но уже не вернусь - словно дом запираю,
сколько дам я за грусть от кирпичной трубы и собачьего лая.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-08-07 04:07 pm
Я заметил - но далеко не все. Впрочем, не буду говорить о стихах, я их больше просмотрел, чем прочитал.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flaass
2006-08-07 04:41 pm
> Это ведь очень страшные слова, если вдуматься.
Если еще вдуматься, то совсем не страшные. Причем совершенно не важно, какого сорта эпоха. Просто: "признаю я товаром второго сорта свои лучшие мысли". А если кто меня разубедит, тем лучше :)

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-08-07 05:09 pm
Нет, дело именно в привязке к эпохе. Без нее это банальная самокритичность :) А с ней выходит - не зависит от меня.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ilyabo
2006-08-07 04:57 pm
Между прочим, с сортами не всегда все так уж легко и просто :) Например, мука первого сорта вовсе даже и не хуже муки высшего сорта, а наоборот полезнее, потому что в ней клетчатки больше.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: falcao
2006-08-07 05:48 pm

времена не выбирают

Я не совсем понимаю логику. Эпоха -- плохая ("второсортная"). Это констатируется. Поэтому нет ничего удивительного, что хорошее ("лучшие мысли") может быть невостребовано или востребовано во вторую очередь. Поэт просто констатирует этот факт. Более того, он этим даже горд -- он понимает, что в такое время иначе и не может быть. Если во всём этом что-то страшное и есть, то только сам факт, что эпоха плоха.

Честно говоря, такой подход мне не близок. В каком-то смысле все эпохи можно назвать плохими. Об этом замечательно сказано у Кушнера в известном стихотворении "Времена не выбирают".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-08-07 06:03 pm
Нет. Не согласен (не так это читаю). Эпоха второсортная - и лучшие мысли оттого второсортные - не невостребованные плохой эпохой, а сами по себе малокачественные. Понимаете, поэт как бы говорит: все самое лучшее, что я могу подумать и высказать - все равно тухлый продукт из-за времени и места, где я живу, из-за вселенной, которая меня воспитала и обволакивает.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: falcao
2006-08-07 07:00 pm
Я понял Вашу интерпретацию -- здесь действительно есть трагический оттенок. Мне такое толкование не приходило в голову из-за слово "гордо". В рамках процитированного отрывка это слово могло значить то, что поэт лишь противопоставляет себя эпохе. В контексте всего стихотворения можно воспринимать их и по-другому, т.е. ценность "лучших мыслей" не абсолютна, но может послужить потомкам как "опыт борьбы с удушьем". Здесь возникает примерно то же чувство, как в некоторых стихах Лермонтова.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-08-07 07:26 pm
Именно так.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flaass
2006-08-09 07:45 am
Ага, теперь понял. Как с математикой: в нашем мире, где из-за скорости света, планковской длины и закона сохранения энергии проблема остановки в принципе неразрешима, математика поневоле второсортна. Все наши достижения, будущие или возможные, для математика из другого мира - лишь одно нетрудное упражнение.
А какие у него проблемы - мы и представить не можем.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: my_play
2006-08-08 04:02 pm
midlife crisis

понимание, что мир меняется медленно и не твоими индивидуальными усилиями
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: krykry
2006-08-08 06:06 pm
первая цитата как-то не "зацепила"... а Бродский - он ведь, вообще, - страшный. и потому прекрасный. Дальше ведь - "и дням грядущим я дарю их, как опыт борьбы с удушьем".. Мне кажется - все его поэзия - этот опыт..
(Ответить) (Thread)