Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

о философии

aptsvet сначала написал едкие (и смешные) стихи на смерть Бодрияра, а потом, вследствие поднявшейся по этому поводу бучи, перевел известное письмо философов "против Деррида".

Мне кажется, что относительно недавно, и незаметно для себя самого, у меня изменилось отношение к подобным вещам. Мне не кажется более очень важным протестовать против шарлатанства столь яростно, как это делает АЦ.

Возьму в качестве примера, скажем, того же Жижека, вместо Деррида, часть текстов которого кажутся мне интересными - или казались, много лет назад, когда я их читал, а перечитывать сейчас не тянет. Жижек, судя по тому, что я читал, стопроцентный шарлатан, освоивший птичий язык. Ничего стоящего или настоящего в его статьях и книгах нет. Никаких действительно интересных и нетривиальных мыслей у него не наблюдается. Тем не менее, он весьма популярен и востребован, ему посвящают целые журналы, он один из интеллектуальных кумиров западного мира - или как минимум определенной его части.

Ну и что? Что от этого существенно меняется?

Во-первых, собственно читают Жижека представители очень узкого и замкнутого в себе академического мирка. Влияние этого мирка на окружающую действительность на самом деле весьма незначительно. На слуху имя Жижека в гораздо более широких кругах, это верно - но в тех же кругах на слуху имя, ну не знаю, Стивена Хокинга, например, как физика-селебрити. Что это значит? Ровным счетом ничего.

Кстати, позиция протеста со стороны академической философии, как в письме, переведенном АЦ, мне не очень нравится. Многие из подписавших это письмо, действительно, настоящие философы, многое в философии сделавшие. Но в целом они представляют ветвь дисциплины, которая хоть и не дошла до полубреда, как многие образцы континентальной философии, но оказалось выхолощена и иссушена пленом академической среды, переходом под опеку современного университета. Аналитическая философия отказалась рассматривать множество проблем и вопросов, традиционно находящихся в рассмотрении философии, и в большой степени погрязла в обсуждении столь тонко отточенных оттенков различных формальных теорий, что иначе как софистикой многие такие обсуждения не назвать, и ангелы на острие иглы вспоминаются сами собой. Положим, постструтуралисты не дошли ни до чего особенного, не обогатили человеческое знание, не научили нас новому и настоящему; а аналитические философы, за последние 40 лет - нашли? дошли? обогатили? Все-таки Виттгенштейн жил уже довольно давно.

Во-вторых, если Жижек не создает ничего стоящего, ничего стоящего после него и не останется. Суд времени беспощаден и суров - на самом деле слишком суров, потому что заносит пылью и множество стоящего, не говоря уж о жижеках. В 1900-х, в 1920-х, в 1940-х и 1960-х - во всех этих поколениях были свои жижеки; кого из них сейчас мы помним? Их читали, издавали огромными тиражами, они были востребованы, они получали почетные степени в кембриджах, кого из них сейчас мы помним? Разве что Фрейда, да и то несравнимый пример: Фрейд искренне стремился к истине и строгости мысли, хотел создать настоящую науку; вышло вместо этого понятно что, но он не был откровенным шарлатаном.

Остались почти исключительно настоящие ученые, настоящие философы, настоящие писатели. Других настоящих мы - время несправедливо - не помним. Но уж жижеки-то в массе своей прочно забыты, даже те из них, которые при жизни были самыми популярными, самыми читаемыми, самыми известными. В литературе это особенно ярко заметно, но и в философии тоже.

В-третьих - но мне возразят, а как же вред, который приносят все эти деятели сейчас и в наше время? Как же пресловутый "постмодернизм" и гнойно-примитивный релятивизм, который развился благодаря им всем? В-третьих, я не верю в их влияние на культуру в целом и на умы в целом. Начиная с 60-х, в западном обществе сильно изменились нравы. Благодаря достатку и изобилию, большинство людей впервые смогли жить отдельными семьями, а не "расширенными" - и воспользовались этой свободой. Благодаря беспрецедентной свободе и простоте передвижения, практически исчез тесный контроль сообщества (не общества в целом, а - деревни, улицы, коллег, соседей) над отдельными его членами; где не исчез, там сильно ослаб. Все больший и больший процент населения стал получать высшее образование. Все эти и многие другие процессы привели к тому, что одним из главенствующих шаблонов мысли стал интеллектуальный и моральный релятивизм. А Деррида (и Фуко, и Лакан, идр. идр.) просто пришлись к месту, оказались созвучными духу эпохи и были воспеты в качестве ее интеллектуальых героев - опять же, далеко не всеми, надо отметить. Все это отдельная и большая тема, но в целом я не верю в порочное влияние жижеков.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →