Но потом я увидел ссылку на собственно саму рекламу "гравикола" и прослушал ее. И схватился за голову от услышанного. Оказалось, что это не краткое рекламное объявление, как я полагал, а длящееся 13 минут подробное мозгопромывание, под видом интервью с "специалистом" врачебного центра; и все это оформлено под передачу самой станции. Надо сказать, что даже после этого я еще не окончательно понял, с чем я имею дело, был еще слишком наивен: я подумал было, что эти продавцы "гравикола" составили длинную запись, подделанную под передачу, а "Эхо" просто ее запустило. Это было бы само по себе очень плохо, но, как мне объяснили в комментариях, дело обстоит еще хуже! Эта самая программа "Дневной обход" - регулярная ежедневная программа самого "Эха Москвы", полностью посвященная такой вот скрытой рекламе, которая, естественно, не заявлена в качестве таковой.
Еще раз повторю: радиостанция "Эхо Москвы" транслирует ежедневную передачу "о здоровье", посвященную скрытой рекламе всякого рода мошеннических препаратов и аппаратов (может, иногда и не-мошеннические попадаются, но сути дела это не меняет). В данном случае место в этой программе скупили мошенники, обманывающие пенсионеров, и продающие им за бешеные деньги под видом чудодейственного лекарства от всех болезней суставов и костей - пищевые добавки. Тем фактом, что реклама подается слушателям в виде интервью самой радиостанции, "Эхо Москвы" добавляет свой авторитет в ушах слушателей к содержимому этой рекламы, т.е. сотрудничает с мошенниками. Если бы хотя бы эта мерзость была четко заявлена как коммерческая реклама, можно было бы хоть как-то, хоть на каких-то основаниях защищать "Эхо Москвы". Но учитывая тот формат, в котором это подается, по-моему неизбежен вывод: "Эхо Москвы" сотрудничает с мошенниками и само занимается мошенничеством.
То же самое, конечно, верно в отношении любой другой радиостанции, которая подает рекламу "гравиколов" в виде таких вот псевдо-"передач".
Теперь несколько слов о главном редакторе мошеннической радиостанции "Эхо Москвы" Венедиктове. Венедиктов ответил на вопросы о рекламе "гравикола" на сайте станции. У него была возможность извиниться перед слушателями за участие в мошенничестве; объяснить, что его радиостанция не хотела так себя вести, что это была ошибка, что она будет исправлена. Он выбрал другую стратегию. Аргументы Венедиктова сводятся к следующему.
1) "И потом я не совсем понимаю, что значит эти обвинения в интернете. Если у препарата есть разрешительные документы, то мы не имеем права, по закону, отказать рекламодателю в размещении его рекламы. Если у препарата есть разрешительные документы, то мы не имеем права, по закону, отказать рекламодателю в размещении его рекламы." (Венедиктов цитирует генерального директора "Эха Москвы" Федутинова).
Это, по-моему, ложь. Нет у СМИ обязанности принимать любую рекламу от любого рекламодателя, и мне неизвестны законы РФ, которые бы к этому обязывали (если это не так, буду благодарен за информацию по этому поводу). Более того, в данном случае реклама "гравикола" прямо нарушает закон о рекламе РФ, поэтому, помещая эту рекламу, радиостанция нарушает закон.
Венедиктов специально подчеркивает, что "утверждение о том, что БАД является лекарством отсутствует". И действительно, "гравикол" не является лекарством и не утвержден в качестве лекарственного средства. Но вот в чем тут дело: в законе о рекламе РФ написано, что в рекламе запрещено "указывать на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования", кроме тех случаев, когда рекламируется лекарственное средство или медицинская услуга. По закону в рекламе "гравикола" запрещено говорить, что он помогает от каких-то болезней; вместе с тем - послушайте эти 13 минут его рекламы на "Эхе Москвы"! - там только и делают, что это говорят, про семь тысяч разных болезней.
2) "В соответствии с законодательством РФ мы проверяем рекламируемый товар на предмет наличия гослицензии. Если есть претензии - то к органу, выдавшему соответствующую лицензию."
Тут Венедиктов если не лжет, то как минимум лукавит. У "гравикола" есть гослицензия - но на то, чтобы продавать его, как БАД, а не как лекарственное средство. Законы явным образом различают эти понятия, в том числе закон о рекламе. Рекламируется же он именно в качестве лекарственного средства, даже если эти слова не произносятся (см. выше).
Вопрос о гослицензии не имеет отношения к делу, потому что реклама лжива и представляет препарат чем-то, чем он не является. Но главное - не в этом. Если бы даже наличие гослицензии решало вопрос о законности этой рекламы, "Эхо" все равно могло бы запустить ее с предупреждением "коммерческая реклама" до и после ролика. Даже если предположить, хоть это и бред, что станция не могла отказать рекламодателю, они все равно могли предупредить слушателя, что речь идет о рекламе. Но они поступили наоборот - они учредили специальную передачу, на которой подобные мошеннические средства впариваются слушателям под видом интервью с "специалистами". Это уж точно никакой закон и никакие лицензии не заставляли их делать. Двух мнений на этот счет быть, по-моему, не может.
Update: В последних своих ответах Венедиктов добавил еще два лживых утверждения:
- что передача называется "рекламно-информационный канал". На самом деле она не идентифицируется так в прямом эфире. См. анализ и ссылки в этой ветке;
- что передача является не записанным роликом, слушатели могут звонить и задавать вопросы. Во время рекламы "гравикола" это было не так, что легко проверить, прослушав запись. Никаких вопросов/ответов и близко не было. Не знаю, был ли этот рекламный ролик пущен в эфир прямо из студии или записан заранее, но никакой роли это не играет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →