Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

мимоходом, две мысли

Хелен Девитт (написавшая лучшую книгу, которую я прочел за последние несколько лет) пересказывает интересное замечание мысль из французской книги об истории исламской мысли. Суть его вот в чем. Книга о французских мыслителях 18-го века, скажем, посвятит множество страниц Вольтеру и Руссо, и довольно мало - любому из легиона ортодоксальных мыслителей того времени: тех, кто защищал церковь, традиционные доктрины, устоявшийся образ жизни. Но если судить по количеству написанного и опубликованного, по тиражам - выйдет, что мейнстримных авторов намного больше, а вольтеры с руссо - редкие исключения. Западный мир, после Ренессанса, особенно ценит индивидуализм и оригинальность мышления (не любой ценой, но - особенно). Поэтому нам важны Вольтер и Руссо, а безымянные защитники господствующих тогда взглядов годятся только на краткое описание, чтобы было понятно, на фоне чего Вольтер с Руссо выделялись.

Но в арабско-исламском мире это, как утверждает книга, не так: из-за того, что историю его мысли пишут историки, а не философы, главными авторитетами оказываются защитники и сохранители традиции и религиозной мысли (или по крайней мере позиционирующие себя так), потому что они "репрезентативны". Даже на тех исламских мыслителей, которые использовали дошедшую до них древнегреческую традицию (и впоследствии повлияли на европейскую мысль), смотрят как на неудобных маргиналов.




Тоже по ссылке из блога Хелен Девитт, интересная запись о американских сериалах последних лет, и в их числе о The Wire (без обиняков скажу, лучшем ТВ-сериале всех времен и народов - так я думаю с тех пор, как начал его смотреть). Мысль такая: такие сериалы 90-х, как Buffy the Vampire Slayer и The X-Files соединяли в себе новое для того времени внимание к длинным сюжетным линиям, которые требуют внимания от зрителя и знакомства с предыдущими сериями - и замкнутых сюжетов на один эпизод, одноразовых пилюль. Например, в The X-files были эпизоды "просто так", вообще ни с чем не связанные, а были такие, которые встраивались в общую главную конспиративную теорию, не всегда удачно и осмысленно, но все же встраивались.

Отсюда можно развиваться в двух направлениях. Можно вернуться к самостоятельным, self-contained эпизодам, каждый из них выстраивать как хочешь, и практически не заботиться о связи между ними, о логической и психологической целостности итд. - но притворяться, что о них заботишься, и что все когда-нибудь разъяснится, что главная конспирация, которая всем управляет, будет в неопределенном будущем раскрыта. Это получается Lost. А можно, наоборот, полностью отказаться от одноразовых эпизодов, и превратить сериал в по сути дела очень длинный качественный фильм - в котором есть время и пространство для того, чтобы развивать и менять характеры героев, заканчивать в одной серии то, что началось десять серий назад и с тех пор почти не упоминалось, и так далее. Это очень рискованный шаг - потому что велика опасность того, что сериал не получит достаточного коммерческого успеха, и ТВ-компания его отменит раньше времени - а тогда такой сериал ничего не добился, как фильм, прерванный посередине. Но создатель The Wire, например, пошел на этот риск и добился своего. По сути дела, это "фильм" длиной в 65 часов, разбитый на 5 частей-сезонов примерно одинаковой длины. И, в отличие от почти всех ТВ-сериалов, кроме именно некоторых очень качественных примеров в последние лет десять - его можно судить и давать высочайшую оценку по самым требовательным критериям настоящего кинематографа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →