July 20th, 2014

moose, transparent

о сомнительном буке замолвите слово

Бук-М1, из которого, как утверждают украинские источники, был сбит самолет, был пойман на камеру в нескольких местах. Сначала появилась уже ставшая знаменитой фотография БУКа:



(взята из ФБ Антона Геращенко, советника Авакова, но появлялась в твиттере раньше и без стрелки. Во многих местах пишут, что на ней изображен Бук в Снежном, но скорее всего это потому, что отдельно в тот же день была новость Один из двух "Буков" стоит сейчас за магазином Фуршет в центре города "Снежное"; это сообщение, однако, не связано с фотографией выше)

Затем МВД Украины опубликовало ролик, на котором по их утверждению Бук уходит в Россию. Видео по утверждению Авакова снято в Луганске, Бук идет к границе по направлению через Краснодон:



Обратите внимание, что на фотографии и на видео у Бука по-видимому тот же тягач (кабина выкрашена в белый цвет с синей полосой). Так что это почти наверняка тот же самый Бук, причем в видео у него не хватает, судя по всему, одной ракеты - можно разглядеть три из четырех, которые должны быть в полном комплекте.

Так вот, сегодня я везде вижу в огромном количестве "разоблачение", утверждающее, что этот Бук на самом деле находится в Красноармейске - городе к западу от Донецка, который находится под украинским контролем с начала мая. Вот типичный текст, который я уже видел почти без изменений в десятках форумов, ЖЖ-комментов, твиттер-аккаунтов, ну и конечно же российских СМИ (см. репортаж на Россия-24, начиная с 4-й минуты.):
На видео якобы ополченцы вывозят в сторону Российской Федерации ракетный комплекс "Бук", 17 июля сбивший над Донбасом малайзийский "Боинг 777".
В действительности на видео город Красноармейск, виден бигборд с рекламой автосалона на Днепропетровской, 34.
С 11 мая и по сей день город контролируют боевики киевской хунты.
На "Буке" не хватает одной ракеты. На фото и видео с тягачом (тем же) есть магазин "Стройдом", который расположен по адресу: г. Красноармейск, ул. Горького 49. То есть стрелявший "Бук" находился на территории, подконтрольной хунте.

Какие ещё могут быть вопросы?

Все просто и понятно: малайзийский "Боинг 777" сбили каратели хунты вот этим вот этой самой установкой, и теперь, чтобы просочившееся в сеть видео не стало компроматом, хунта валит всё с больной головы на здоровую, мол, на видео ополченцы везут установку к границе с РФ. Остаются верны своей лживой натуре: в мае одесситы сами себя сожгли в Доме профсоюзов, луганчане 2 июня взорвали сами себя кондиционером, ДНР обстреливает города Донбасса артиллерией и так далее.

Разоблачение оставляет несколько тягостное впечатление. Если видео снято в Красноармейске, то где, какие координаты? Откуда известно, что реклама именно этого автосалона, ведь это кажется стандартной рекламой сети автосалонов "Богдан"? Если на видео разглядели точный адрес, то почему бы нам не показать? Если фото с тем же тягачем на самом деле снято в Красноармейске, ул. Горького 49, то где фотография этого места, ссылка на существование магазина в этом месте, какие угодно другие свидетельства? Обо всем этом разоблачение молчит, что не мешает, конечно, сторонникам сепаратистов размножить его в огромных количествах.

Я довольно упорно искал все это и пялился на карты Красноармейска (стремясь найти, где снято фото), но так ничего и не нашел. Зато нашел другое - оказывается, местность на том самом первом фото с тягачом опознали! Просто до очень широких каналов информации и до СМИ это не дошло, кажется. Так вот, Бук снят в Торезе (город под контролем ополченцев рядом со Снежным), место - перекресток проспекта Гагарина и улицы "50 лет СССР". Вот несколько ссылок:

  • Это место на Yandex Maps. Фотография сделана с автозаправки прямо в центре карты по ссылке, камера смотрит на север и чуть на восток. Большое здание с магазином СтройДОМ на фото - правое из двух светлых больших зданий в верхней части карты.
  • То же место на Google Maps
  • Доказательство, что в доме номер 1 по "50 лет СССР" есть магазин СтройДОМ. Это вики, страница не редактировалась с 2013 года. Доказательство того, что именно этот дом - номер 1, есть в wikimapia.org.
  • Обсуждение на ВК, в котором местный житель опознает место.
  • Подтверждение в твиттере другими местными жителями.
  • Update: если вас не убеждают карты, посмотрите на видео, которое нашел ув. alexeybobkov в комментариях. На 1:01 в этом видео машина проезжает мимо дома номер 1 (справа мелькают буквы Строй), а слева в этот момент видна пятиэтажка, безошибочно та же самая, которую на фото частично заслоняет "Бук".


Надеюсь, это ставит точку над "разоблачением" про Красноармейск. Берегите мозг, друзья, не поддавайтесь на вбросы, в которых нет реальных улик или проверяемой информации.

Бук был в Торезе, и значит, на видео он тоже явно не в Красноармейске. Если верить перехватам СБУ (о которых собираюсь написать отдельно), он действительно пришел из России, и видимо уже ушел обратно через Луганск и Краснодон.




Дополнение первое. Похоже, что вон он - билборд из видео с Буком. По крайней мере, во всех элементах, которые видны, совпадает. Если это так, то слова, которые выдаются в "разоблачении" (а вслед за ним куче российских СМИ и теперь даже в брифинге МО РФ) за адрес Днепропетровской 34 в Красноармейске - на самом деле просто фраза "национальный автодилер". Спасибо egroegor за находку.

JAC_J5_03



Дополнение второе. Следующее фото во многих украинских источниках выдается за еще одну фотографию этого нашего Бука. В том числе приводится и на странице СБУ, что мол это он на пути к границе с РФ. Не верьте, все чепуха. Это украинский Бук, сфотографированный в марте. Вот он: http://112.ua/politika/v-doneckoy-oblasti-zamechen-ukrainskiy-zenitno-raketnyy-kompleks-buk-36618.html

QKHjQz4

Еще раз, чтобы не было конфуза: то, что на этой фотографии Бук украинский, никак не отменяет всего сказанного выше о совсем другом Буке, зафиксированном на фотографии в Торезе и на видео (в Луганске в сторону Краснодона и границы, по утверждению Авакова, но пока независимо не подтвержденному). Тот Бук не может быть украинским, Торез полностью контролируется ополчением.
moose, transparent

бритва хэнлона, временные метки и падение боинга

Это, наверное, первая запись в моем журнале с метками одновременно "программирование" и "политика".

Если вы следите за кризисом в Украине и в частности за падением малазийского "Боинга", то заметили, наверное, что украинское СБУ опубликовало запись переговоров сепаратистов вскоре после падения самолета. Видео была закачано на канал СБУ в Ютюбе всего через несколько часов после падения самолета. Люди заметили, что если скачать с Ютюба это видео, а потом посмотреть на видеофайл в какой-нибудь программе, которая показывает метаданные, то "дата создания" в файле оказывается 16-го июля, т.е. днем раньше собственно падения. Причем это не может быть разница в часовых поясах, потому что время почти на 24 часа раньше падения; отсюда люди заключили, что это доказательство того, что СБУ сделало фальшивые записи еще до катастрофы. Правда, другие люди вскоре заметили, что Ютюб поступает так с любым видео, которое в него загружают, и это видимо баг в Ютюбе. Так что теперь волнами по сети и оффлайновым СМИ расходятся разоблачение СБУ и разоблачение разоблачения.

Кажется, я разобрался, что это за баг. В видеоформате mp4 (стандарт MPEG-4) есть возможность записать "время создания" любого потока данных, с помощью специальной метки. Значение этой метки в стандарте - кол-во секунд, прошедших с 1 января 1904 года, или так называемое "время по эпохе макинтоша", потому что маки первыми стали использовать такой отсчет времени. Меж тем в современных серверах намного проще иметь дело с "временем по эпохе Юникса", а именно кол-вом секунд, прошедших с 1 января 1970 года. В результате этого во множестве программ, которые работают на Линуксе или других юниксовских операционных системах, есть кусок кода, который выглядит примерно так:

- получить "время сейчас по юниксу";
- добавить разницу между временем по юниксу и временем по макинтошу - это некая константа;
- полученное "время сейчас по макинтошу" записать в файл mp4, который мы создаем.

Чему равна константа "разница между временем по юниксу и временем по макинтошу"? Она равна в точности числу секунд, прошедших между 1 января 1904 и 1 января 1970. Это 66 лет, из которых 17 были високосными (проверьте, если не доверяете мне). Всего дней получается: 66*365+17 = 24107, а секунд, учитывая 86400 секунд в сутках: 24107*86400 = 2082844800. Это правильное значение константы.

Но есть маленькая крохотная незаметная проблемка. Часть стандарта MPEG-4 - исходники библиотек, которые умеют читать и писать mp4-файлы, так называемое "reference software" на C++, которым все могут пользоваться, чтобы позаимствовать или сравнить со своим кодом. Полное название этой части стандарта - "ISO/IEC 14496-5". Если вам интересно, вы можете скачать эту часть стандарта бесплатно с официального сайта. И если вы посмотрите на исходники, то увидите, что там используется другое значение этой константы, а именно 2082758400. Это ровно на 86400 секунд, то есть на одни сутки, меньше правильного значения.

Как случилось, что создатели MPEG-4 неправильно посчитали разницу между двумя датами? Может, кто-то вручную считал високосные годы и ошибся? Не знаю. Так или иначе, неправильное значение из-за его присутствия в стандарте попало во множество библиотек для чтения и записи видеоформатов. Постепенно в последние годы правильное значение начинает его сменять; если вы поищете в гугле оба числа, то увидите несколько точных описаний проблемы в исходниках нескольких проектов: "стандарт предлагает использовать 2082758400, но правильное значение 2082844800". В других проектах правильное значение стоит просто потому, что они сами посчитали, исходя из определений эпох, а не пользовались исходниками из стандарта.

Если в библиотеке, которая создает для вас mp4-файл, записано неправильное значение, то что произойдет, когда она захочет записать время "сейчас"? Она возьмет правильное число секунд по юниксу, добавит константу на сутки меньше, чем надо, и получит тем самым число секунд, согласно эпохе макинтоша, которое соответствует времени на сутки раньше. Я послал описание проблемы и решения разработчикам Ютюба, и надеюсь, что вскоре этот баг исчезнет.

Все в этом мире взаимосвязано. Кривые руки авторов стандарта MPEG-4 приводят к конспиративным теориям в украинском конфликте. Так и живем.