Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

мета-дискусионное

pigbig пишет о том, что ее тему - гендерных проблем в производстве знания - не понимают и искажают те, кто не владеет самим языком и основами темы. Люди не читали Фуко и не понимают проблематики социально сконструированного (и оттого неизбежно гендерного) знания, итд.

"Как работать с какими-то идеями в пространстве, где они являются неосвоенными?"

Мне знакома эта проблема, и тоже случалось ощущать безнадежность попыток вести дискуссию там, где одна из сторон незнакома с основными, базовыми понятиями второй. Мне приходилось бывать и на месте "одной" стороны, и на месте "второй".

Но не менее интересна - и тоже нередко случается - ситуация, при которой одна сторона знает базовые (и обычно догматичные) понятия другой, просто не признает их. Тут же вторая сторона невольно оказывается в положении не владеющей контекстом, потому что часто даже не учитывает возможности того, что кажущееся ей установленным, авторитетным, мейнстримным - вовсе таковым не является. При этом обоюдополезное общение тоже оказывается делом нелегким. Скажем, человек считает, что достаточно сказать "Фуко" и "социальная сконструированность знания", и задана некая планка, общая для знакомых с этими понятиями людей. Как тут быть кому-то, кто знает об этом, но считает Фуко никчемным мыслителем и дутым авторитетом, а "социальную сконструированность" - выдуманной проблемой, в зависимости от обстоятельств либо тривиальным, либо ложным утверждением? (этот "кто-то" - не совсем я, но я готов за него отвечать).

Или с Фрейдом те же проблемы бывали. Трудно говорить с человеком, который относится к фрейдистскому психоанализу серьезно и оперирует его понятиями и объяснениями, как очевидно приложимыми к разбору той или иной ситуации. Не начинать же каждый раз долгий разговор о том, что фрейдизм в лучшем случае псевдонаучен, что психологи давно его отвергли, что все эти "иды" и "суперэги" полезны разве что как метафоры, а объективное их существование никак не подтвержено, и что обоснованность фрейдистских интерпретаций близка к нулю.

Чтобы не попасть на место "второй стороны" в этом сценарии, стоит, наверное, не забывать подвергать сомнению устоявшиеся уже у себя в голове системы и подходы (конечно, это и так полезно делать время от времени), и знать хотя бы вкратце о существующих "вызовах". Поклоннику психоанализа стоит знать что-то о критике Фрейда, а историку (в России) - о фоменковщине, пусть даже - с моей точки зрения, конечно - первая справедлива, а вторая нелепа.
Subscribe

  • чем-чем-чем-чем еще таким увлечь пытается меня

    Чё-то меня пробило на ностальгию... В поэзии свою нашел я нишу: Даю другим цветистый вздор плести --…

  • задачка о шести корнях

    Как вы это решаете? (Желательно в уме, но можно на бумаге, если не получается - разумеется без калькуляторов и компьютеров) Мой вариант решения…

  • переводы о лисе

    В фейсбуке спросили, как перевести на английский стихотворение Бориса Заходера (гениальное и любимое) Что мы знаем о лисе? Ничего, и то не все. Мой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments

  • чем-чем-чем-чем еще таким увлечь пытается меня

    Чё-то меня пробило на ностальгию... В поэзии свою нашел я нишу: Даю другим цветистый вздор плести --…

  • задачка о шести корнях

    Как вы это решаете? (Желательно в уме, но можно на бумаге, если не получается - разумеется без калькуляторов и компьютеров) Мой вариант решения…

  • переводы о лисе

    В фейсбуке спросили, как перевести на английский стихотворение Бориса Заходера (гениальное и любимое) Что мы знаем о лисе? Ничего, и то не все. Мой…