Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

о поиске и мышлении

Пару дней назад я опубликовал задачку на умение пользоваться поиском - про импорт мяса кенгуру в США. На самом деле, какой у нее "правильный" ответ, я не знаю, потому что сам прочитал ее только в виде вопроса, без ответа. Исторические данные за 1998-2000 годы нашли многие, правда, два основных источника на эту тему противоречат друг другу. Все это подробно можно прочитать в комментариях к той записи, если интересно.

Вопрос этот я увидел вот где: в рассказе одного работника Гугла о том, как он обучал учеников 4-го класса искать информацию в сети. Это был эксперимент: школьный учитель, приятель автора, позвал его провести практическое занятие с детьми; а автор, специалист именно в области юзабилити [простоты, удобства в использовании] поиска, наблюдал за тем, что у них получается, а что не очень, и помогал советами. Вопрос про кенгуру автор приводит там как раз в качестве примера вопроса, на который взрослые нередко не могут ответить, или тратят очень много времени на него.

Да, а вспомнил я все это, чтобы рассказать об еще одном наблюдении из этого рассказа, которое мне показалось очень интересным. Автор дал ученикам 4-го класса следующее задание: найти, на какой день недели приходится день рождения вице-президента США в следующем году. Это задание специально подобрано так, что для его выполнения нужно проделать несколько разных простых поисков один за другим, цепочкой. Сначала, если не помним, кто вице-президент, его имя легко находится. Потом ищем его имя и находим биографию (например на википедии), где есть его день рождения. Потом находим календарь на следующий год - тоже легко - и смотрим, какой это день недели.

Так вот, оказалось, что ученики 4-го класса в большинстве своем - 85% - не смогли этого сделать. При этом каждый отдельный шаг они легко могли выполнить, но когда они пытались сделать все задание, они просто запутывались. Например, находили день рождения, а календарь на следующий год уже не пытались искать, "зависали" как будто. Или еще всякие варианты были того, как у них это не получалось. Автор пишет, что у него создалось впечатление, будто у них еще недостаточно развит центр организации сложных поступков, своего рода "диспетчерская комната" мозга, позволяющая следить за контекстом и не терять его, во время выполнения сложных действий.

А вот ученики 5-го класса этой же школы практически все смогли выполнить ровно то же задание. У них "диспетчерская комната" уже работает в достаточную силу. Что-то меняется в голове, видимо, как раз в этот год. И задачки автора на поиск в сети как раз это изменение отловили. Замечательное наблюдение, по-моему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →