1. Кейт Лаумер, "Берег динозавров". Сборник романов писателя-фантаста 60-х и 70-х годов. Абсолютно бездарная трата времени. Я читал это по-русски, как и сборник Поула Андерсона, потому что купил оба толстенных сборника издательства Эксмо в "русском" книжном магазине, в рамках проекта "перечитать классическую фантастику, включая то, что почему-то в детстве пропустил". После этой книги проект благополучно почил в бозе, потому что я понял: читать много классической фантастики подряд - глупая затея, слишком много в ней невыносимой халтуры. Прошлым летом я перечитал много Азимова и Саймака, и об этом, может, напишу отдельно. Я готов перечитать что-нибудь Брэдбери, заполнить лакуны из непрочитанного у Дика, вспомнить Бестера, вернуться к Лему. Я даже все еще готов открыть новое для себя имя из "старых мастеров" - но отныне не наугад, и не прыгая по смутно знакомым именам, а только по весомым рекомендациям.
Ах, да, Лаумер. Пять романов. "След памяти" - банальная и формульная космическая опера. "Машина времени шутит" - несколько банальных и формульных зарисовок на тему прыжков во времени туда-сюда, связанных расползающимся по швам сюжетом. "Галактическая одиссея" - как звучит, так и есть. "Ловушка времени" - много прыжков во времени, натужные попытки шутить, удивительно скучно. "Берег динозавров" - очередное описание "темпоральной полиции", в которую внедряются агенты из более отдаленного будущего, чтобы помешать темпоральным полицейским на него повлиять, а им мешают еще более секретные двойные агенты из еще более отдаленного будущего, а еще есть тройные агенты, ну в общем ясно.
2, 3. Грег Игэн (Greg Egan): Quarantine, Diaspora. Два романа замечательного австралийского фантаста, которого я открыл для себя в прошлом году, прочитав "Permutation City".
Игэн, наверное, лучший "автор идей" из всех, кого я знаю в современной фантастике - включая Стивенсона! "Карантин" исследует идею схлопывания волновой функции в копенгагенской интерпретации квантовой механики (неважно, если вы не знаете, что это значит, это не должно вам помешать прочитать книгу): что если бы можно было этим процессом управлять сознательно? В "Диаспоре" главные герои - полностью ушедшие в "виртуальную жизнь", и даже рождающиеся в ней, потомки людей. Внезапно обнаруженная опасность, грозящая всей планете, заставляет их вернуться до определенной степени в "реальную жизнь". Первые несколько страниц книги, описывающие рождение и развитие нового искусственного интеллекта, написаны просто завораживающе.
Рекомендую обе; в целом первая понравилась больше, но во второй, несколько провисающей в середине, есть замечательные моменты, особенно в первых 50 страницах книги.
4. Станислав Лем, "Сумма технологии".
Я очень люблю эту книгу и считаю ее важной для себя лично, при том, что в свое время не дочитал ее до конца (это, к сожалению, не так редко со мной случается - именно с самыми важными и самыми лучшими книгами). Так что сейчас я ее частичо перечитывал, частично дочитывал. "Сумма технологии" - футуристическое исследование Лема, размышления о том, что предстоит цивилизации, что может произойти в ближайшие сотни, а то и тысячи лет, что означает тот факт, что мы не обнаружили до сих пор никаких следов других цивилизаций во вселенной, как может продвигаться развитие исскуственного интеллекта и виртуальной реальности, и многое другое.
Кое в чем пришлось подправить собственные воспоминания об этой книге. Например, я считаю значительным упущением, что "Сумму технологии" так и не перевели на английский язык. В англоязычной философии сознания 70-х и 80-х годов есть немало статей и книг, пересказавших заново то, о чем Лем написал за несколько десятилетий до того. Вот это "несколько десятилетий" пришлось подправить: я почему-то помнил, что Лем писал в 50-е - на самом деле "Сумма технологии" написана в начале 60-х, вышла в свет в 1963-м. Впрочем, значительное упущение все равно остается таковым.
В некоторых темах книга поскучнела с тех пор, как я ее читал, и через них трудно продираться; но в целом осталась замечательной, очень умной и интересной. К сожалению, бумажное издание, котороя я читал - издательство АСТ, несколько лет назад - очень испорчено весьма обширными комментариями Сергея Переслегина (они как бы "от редакции", но по-моему это все Переслегин). Почти на каждой странице четверть или треть места занимают комментарии уборным шрифтом. Иногда это мелкие фактические поправки или "апдейты" о том, что мы знаем сейчас, сорок лет спустя, о данной теме, и тогда это неплохо. Но чаще комментарии вступают в спор с автором "по существу" - вот тут он неправ, здесь он неправ, это логическая ошибка, это промах итд. - хотя это существо нередко оказывается очень мелочным; и нередко, споря с автором, комментарии хвалят и объясняют всякие переслегинские социологические и футуристические идеи и построения. Все это очень неуместно и раздражает - я хочу читать Лема, а не Переслегина о том, как он умнее и проницательнее Лема - тем более, что ни то, ни другое неверно. В общем, лучше либо пропускать все комментарии, либо читать в другом издании.
5. Harold Pinter, Two Plays (The Caretaker and The Dumb Waiter).
Две хорошие пьесы, написанные в 1960-м году. В прошлом я как-то назвал Пинтера идиотом на основании его политических заявлений, стихов и статей; а после, в 2005-м, не удивлялся тому, что ему за это присудили Нобелевскую премию по литературе. Я был неправ. Прочитав теперь эти пьесы, понимаю, что был очень неправ. Буду еще читать Пинтера.
Обе пьесы невелики объемом, их можно прочитать в один присест. The Caretaker - о старике, нашедшем приют в полузаброшенной квартире; The Dumb Waiter весь состоит из диалога двоих наемных убийц, выполняющих таинственные указания. Вторая пьеса более "абсурдистская" по духу, чем первая, и нравится мне немного больше (не только этим), но и первая хороша.
Отдельное спасибо всем комментаторам, которые критиковали мою реакцию и настойчиво советовали прочитать Пинтера.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →