Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

книги

Прочитанное в феврале/марте, кроме уже упомянутого. В феврале я прочитал три книги (если не забыл ничего), в марте - четыре, в апреле - десять.

1. Кейт Лаумер, "Берег динозавров". Сборник романов писателя-фантаста 60-х и 70-х годов. Абсолютно бездарная трата времени. Я читал это по-русски, как и сборник Поула Андерсона, потому что купил оба толстенных сборника издательства Эксмо в "русском" книжном магазине, в рамках проекта "перечитать классическую фантастику, включая то, что почему-то в детстве пропустил". После этой книги проект благополучно почил в бозе, потому что я понял: читать много классической фантастики подряд - глупая затея, слишком много в ней невыносимой халтуры. Прошлым летом я перечитал много Азимова и Саймака, и об этом, может, напишу отдельно. Я готов перечитать что-нибудь Брэдбери, заполнить лакуны из непрочитанного у Дика, вспомнить Бестера, вернуться к Лему. Я даже все еще готов открыть новое для себя имя из "старых мастеров" - но отныне не наугад, и не прыгая по смутно знакомым именам, а только по весомым рекомендациям.

Ах, да, Лаумер. Пять романов. "След памяти" - банальная и формульная космическая опера. "Машина времени шутит" - несколько банальных и формульных зарисовок на тему прыжков во времени туда-сюда, связанных расползающимся по швам сюжетом. "Галактическая одиссея" - как звучит, так и есть. "Ловушка времени" - много прыжков во времени, натужные попытки шутить, удивительно скучно. "Берег динозавров" - очередное описание "темпоральной полиции", в которую внедряются агенты из более отдаленного будущего, чтобы помешать темпоральным полицейским на него повлиять, а им мешают еще более секретные двойные агенты из еще более отдаленного будущего, а еще есть тройные агенты, ну в общем ясно.

2, 3. Грег Игэн (Greg Egan): Quarantine, Diaspora. Два романа замечательного австралийского фантаста, которого я открыл для себя в прошлом году, прочитав "Permutation City".

Игэн, наверное, лучший "автор идей" из всех, кого я знаю в современной фантастике - включая Стивенсона! "Карантин" исследует идею схлопывания волновой функции в копенгагенской интерпретации квантовой механики (неважно, если вы не знаете, что это значит, это не должно вам помешать прочитать книгу): что если бы можно было этим процессом управлять сознательно? В "Диаспоре" главные герои - полностью ушедшие в "виртуальную жизнь", и даже рождающиеся в ней, потомки людей. Внезапно обнаруженная опасность, грозящая всей планете, заставляет их вернуться до определенной степени в "реальную жизнь". Первые несколько страниц книги, описывающие рождение и развитие нового искусственного интеллекта, написаны просто завораживающе.

Рекомендую обе; в целом первая понравилась больше, но во второй, несколько провисающей в середине, есть замечательные моменты, особенно в первых 50 страницах книги.


4. Станислав Лем, "Сумма технологии".

Я очень люблю эту книгу и считаю ее важной для себя лично, при том, что в свое время не дочитал ее до конца (это, к сожалению, не так редко со мной случается - именно с самыми важными и самыми лучшими книгами). Так что сейчас я ее частичо перечитывал, частично дочитывал. "Сумма технологии" - футуристическое исследование Лема, размышления о том, что предстоит цивилизации, что может произойти в ближайшие сотни, а то и тысячи лет, что означает тот факт, что мы не обнаружили до сих пор никаких следов других цивилизаций во вселенной, как может продвигаться развитие исскуственного интеллекта и виртуальной реальности, и многое другое.

Кое в чем пришлось подправить собственные воспоминания об этой книге. Например, я считаю значительным упущением, что "Сумму технологии" так и не перевели на английский язык. В англоязычной философии сознания 70-х и 80-х годов есть немало статей и книг, пересказавших заново то, о чем Лем написал за несколько десятилетий до того. Вот это "несколько десятилетий" пришлось подправить: я почему-то помнил, что Лем писал в 50-е - на самом деле "Сумма технологии" написана в начале 60-х, вышла в свет в 1963-м. Впрочем, значительное упущение все равно остается таковым.

В некоторых темах книга поскучнела с тех пор, как я ее читал, и через них трудно продираться; но в целом осталась замечательной, очень умной и интересной. К сожалению, бумажное издание, котороя я читал - издательство АСТ, несколько лет назад - очень испорчено весьма обширными комментариями Сергея Переслегина (они как бы "от редакции", но по-моему это все Переслегин). Почти на каждой странице четверть или треть места занимают комментарии уборным шрифтом. Иногда это мелкие фактические поправки или "апдейты" о том, что мы знаем сейчас, сорок лет спустя, о данной теме, и тогда это неплохо. Но чаще комментарии вступают в спор с автором "по существу" - вот тут он неправ, здесь он неправ, это логическая ошибка, это промах итд. - хотя это существо нередко оказывается очень мелочным; и нередко, споря с автором, комментарии хвалят и объясняют всякие переслегинские социологические и футуристические идеи и построения. Все это очень неуместно и раздражает - я хочу читать Лема, а не Переслегина о том, как он умнее и проницательнее Лема - тем более, что ни то, ни другое неверно. В общем, лучше либо пропускать все комментарии, либо читать в другом издании.


5. Harold Pinter, Two Plays (The Caretaker and The Dumb Waiter).

Две хорошие пьесы, написанные в 1960-м году. В прошлом я как-то назвал Пинтера идиотом на основании его политических заявлений, стихов и статей; а после, в 2005-м, не удивлялся тому, что ему за это присудили Нобелевскую премию по литературе. Я был неправ. Прочитав теперь эти пьесы, понимаю, что был очень неправ. Буду еще читать Пинтера.

Обе пьесы невелики объемом, их можно прочитать в один присест. The Caretaker - о старике, нашедшем приют в полузаброшенной квартире; The Dumb Waiter весь состоит из диалога двоих наемных убийц, выполняющих таинственные указания. Вторая пьеса более "абсурдистская" по духу, чем первая, и нравится мне немного больше (не только этим), но и первая хороша.

Отдельное спасибо всем комментаторам, которые критиковали мою реакцию и настойчиво советовали прочитать Пинтера.
Tags: книги, прочитал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • горькое

    Самое горькое - это первые несколько минут пробуждения после сна, в котором Адам свободно разговаривает. К счастью, не часто случается, раз в полгода…

  • внимание-внимание

    (для израильтян, практический совет по снятию напряжения) Поймайте ребенка, обнимите его сзади, прижимая руки к телу, и скажите официальным тоном:…

  • очевидное-невероятное

    Напоминание: 1995 был 30 лет назад.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • горькое

    Самое горькое - это первые несколько минут пробуждения после сна, в котором Адам свободно разговаривает. К счастью, не часто случается, раз в полгода…

  • внимание-внимание

    (для израильтян, практический совет по снятию напряжения) Поймайте ребенка, обнимите его сзади, прижимая руки к телу, и скажите официальным тоном:…

  • очевидное-невероятное

    Напоминание: 1995 был 30 лет назад.