"Теперь его нет, и мещане, которых он шокировал, соединились со снобами, которые от него скучали, в пренебрежении его величием. Тут ничего не поделаешь; человек, равно отвратительный миссис Гранди и Аспатии [1], не может надеяться на великодушные некрологи. Все, что мы можем сделать... это сказать без обиняков, что он был величайшим по силе воображения романистом нашего поколения."
Т.С.Элиот немедленно вписался за снобов и заявил в ответном письме:
"Достоинства речи без обиняков несколько меркнут, когда в самой речи нет смысла. Пока нам не объяснят, что в точности подразумевает мистер Форстер под словами "величайший", "воображение" и "романист", я утверждаю, что его мнение бессмысленно".
На что Форстер ответил:
"Мистер Т.С.Элиот закономерно поймал меня в сплетенную им паутину. Он спрашивает, что в точности я понимаю под "величайшим", "воображением" и "романистом" - а мне нечего ответить. Хуже того, я не могу даже объяснить, что означает "в точности" - разве что сказать, что бывают обстоятельства, когда я скорее предпочту быть мухой, нежели пауком, и смерть Д.Г.Лоренса - одно из них".
[1] Миссис Гранди - в английской литературе воплощение обывательской благопристойности. Аспатия - героиня пьесы The Maid's Tragedy, но мне кажется вероятным, что тут описка и имелась в виду Аспасия.
Переведенные отрывки в оригинале:
E.M.Forster:
"Now he is dead, and the low-brows whom he scandalized have united with the high-brows whom he bored to ignore his greatness. This cannot be helped; no one who alienates both Mrs. Grundy and Aspatia can hope for a good obituary Press. All that we can do... is to say straight out that he was the greatest imaginative novelist of our generation."
T.S.Eliot:
"The virtue of speaking out is somewhat diminished if what one speaks is not sense. And unless we know exactly what Mr. Forster means by _greatest_, _imaginative_ and _novelist_, I submit that this judgment is meaningless."
E.M.Forster:
"Mr T. S. Eliot duly entangles me in his web. He asks exactly what I mean by 'greatest,' 'imaginative' and 'novelist,' and I cannot say. Worse still, I cannot even say what 'exactly' means--only that there are occasions when I would rather feel like a fly than a spider, and that the death of D. H. Lawrence is one of them."