Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

о талмудических мудрецах

В последнее время нахожу много интересного в блоге раввина Натана Слифкина, Rationalist Judaism. Слифкин стремится совместить ультраортодоксальный иудаизм с рациональным взглядом на мир, продолжая традицию некоторых средневековых раввинов (в особенности Маймонида). Мне это дело кажется, увы, обреченным на неудачу; ультраортодоксальный иудаизм слишком укоренен в глубоко иррациональном мировоззрении. Но читать все равно интересно. Я упоминал в своем журнале Слифкина несколько лет назад, в связи с запретом на его книгу о животных в Библии.

Вот, например, в недавней записи (англ.) о празднике Дня независимости в Израиле и отношением к нему ультраортодоксального иудаизма он интересно пишет о том, как в ешивах учат воспринимать талмудических мудрецов. Процитирую оригинал с моим переводом; полный контекст см. по ссылке:
When I was in yeshivah, I remember that we all viewed the Biblical and Talmudic era as being something like Tolkien's Middle-Earth. There were giants, dwarfs, fabulous beasts, and magicians. Our revered ancestors possessed extraordinary powers; Chazal could instantly incinerate people by looking at them, and any of the Avos would be able to defeat hundreds of people in battle without even raising a finger. These people were of perfect character and of a spiritual level that we cannot even begin to start to attempt to grasp in the slightest degree; if we were to even look at them, we would drop dead. In the wonderful sefer Sichas Chullin, which explains the topics in Maseches Chullin with the aid of diagrams, the author apologizes for including simple illustrations of people involved in slaughtering animals, etc.; he assures the reader that these are certainly not intended to be depictions of Chazal, "who have the visage of a Seraph, and no person shall see them and live." (Which is paraphrasing a verse referring to God, not man.) And this is Chazal; the figures in Tenach were many orders of magnitude greater.

Когда я был в ешиве, я помню, что мы все представляли себе библейские и талмудические эпохи как что-то вроде Средиземья у Толкина. Там были гиганты, гномы, удивительные звери и волшебники. Наши глубокочтимые предки обладали сверхъестественными силами; талмудические мудрецы могли мгновенно испепелить человека, просто посмотрев на него, а любой из патриархов мог победить сотни людей в битве, и пальцем не пошевелив. Эти люди обладали совершенным характером и духовным уровнем, который мы не можем даже начать попробовать воспринять в самой его малости; если бы мы на них всего лишь посмотрели, то тут же упали бы замертво. В замечательной книге Сихас-Хуллин, которая объясняет темы из талмудического трактата Хуллин с помощью диаграмм, автор извиняется за то, что он привел наброски людей, занимающихся ритуальным забоем животных итд.; он уверяет читателя, что эти наброски ни в коей мере не подразумеваются как изображение мудрецов, "обладающих ликами серафимов, и любой, увидевший их - умрет" (причем это описание перефразирует цитату, относящуюся к Богу, а не человеку). И это только талмудические мудрецы; если же говорить о героях библейской эпохи, то они еще на много порядков величественнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments