Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

эффекты второго порядка

Законы, предписания, да и просто экономические решения - выход продукта на рынок, скажем - создают структуру выборов и предпочтений. А потом начинает действовать "человеческий фактор" - люди реагируют на созданные для них условия и пытаются маневрировать так, чтобы вышло в их пользу; изменившееся поведение людей меняет ситуацию, и приводит к непредвиденным последствиям, "эффектам второго порядка". В этом нет ничего умного, это тривиально. В одной компании решили давать премии программистам за количество строк написанного кода. В результате программисты стали писать код так, чтобы вышло как можно больше строк за счет всяких ухищрений, а не за счет настоящей продуктивности (которая в любом случае необязательно соответствует размеру кода). Это типичный эффект второго порядка.

Многие примеры эффектов второго порядка банальны и очевидны; но далеко не все таковы. Полезно всегда помнить о том, что люди - не марионетки, в точности следующие предположениям экономической модели; они всегда будут стараться повернуть дело в свою пользу, причем часто способом, который создателю модели и в голову не пришел. Полезно всегда помнить об эффектах второго порядка.

Один из самых интересных комментариев, которые мне попадались в последнее время, написал пользователь jerf в дискуссии на сайте Hacker News. Разговор шел о кабелях HDMI, которые вопреки всякой логике не поставляются часто в коробке вместе с телевизором. В результате покупатель в магазине докупает кабель за $20-$50, и это еще в лучшем случае, если он не клюет на наживку мошенников-производителей "элитных кабелей", типа Monster Cables за $400. На самом же деле отличный HDMI-кабель легко купить долларов за пять в сетевых магазинах; но клиенту нужно, чтобы его новый телевизор заработал сразу, вот он и докупает на месте.

Почему производитель телевизора не кладет кабель в коробку? Это обошлось бы ему где-то в $2, а покупателям сэкономило бы кучу денег; почему конкуренция с другими производителями не приводит к этому результату? Эффект второго порядка, объясняет jerf (англ.). Предположим, Самсунг начал бы поставлять HDMI-кабель вместе с телевизором, и даже не повысил бы цену, смог сам абсорбировать этот расход. Что тогда? Телевизоры попадают в сети магазинов электроники, типа BestBuy, и там тут же замечают, что клиенты перестают докупать кабели за $20-$50, или даже совсем мошеннические за $400 - а BestBuy на всех этих покупках получал свою немалую долю прибыли. BestBuy не может позволить себе потерять столько денег; чтобы возместить убыток, они повысят цену на телевизоры Самсунг, или вообще перестанут их продавать - потому что по повышенной цене они все равно не смогут конкурировать с другими марками (а конкуренция на этом рынке жесточайшая). Что мы имеем в итоге? Самсунг попробовали улучшить свой продукт для покупателя, а в итоге потеряли кучу продаж и денег. Вот поэтому они и не кладут кабель в коробку с телевизором. Эффект второго порядка.

Я недавно прочитал книгу, целиком посвященную дорожному движению - в ней есть главы про планирование шоссе, про пробки, про сравнительный риск разных автомобилей и других факторов, про то, как в Швеции переходили с левостороннего движения на правостороннее и про многое другое. Это не серьезное исследование, а скорее набор огромного количества занимательных фактов (так что даже утомляет в итоге). В этой книге эффекты второго порядка встречаются чуть ли не на каждой странице. Но самый простой пример там, и тот, что мне запомнился лучше всех - это пример опасных дорог. Предположим, есть дорога с опасным поворотом, вокруг холма или другого препятствия: видимость никакая, дорога узкая, знаков нет, дополнительной полосы на обочине тоже нет итд. итд. - опасное место. Так вот, исследования показали, что бывает, в таких случаях попытки сделать дорогу менее опасной приводят к неприятным результатам. Скажем, угол поворота чуть сравняли, видно стало дальше, поставили дорожные знаки, расширили и добавили краевые полосы, колдобины убрали и закатали свежее покрытие... в итоге водители стали на этом участке ездить намного увереннее и быстрее, и разбиваться чаще. Аварий стало больше, и смертей больше. Вот такая штука - эффект второго порядка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →