В оригинале Рыцарь дает песне, которую собирается спеть, четыре разных названия, и объясняет, что это все разные вещи:
- как заглавие этой песни называется (the name is called "Haddock's Eyes")
- какое у песни заглавие (the name is "The Aged Aged Man.")
- как песня называется (the song is called "Ways and Means")
- какая это песня (the song is "A-sitting On A Gate").
("заглавие", а не "название", потому что "название называется" не подходит: в оригинале "the name is called", два разных, не родственных слова)
В этом списке из четырех вариантов есть красивая структура, исчерпывающее перечисление всех четырех возможных сочетаний. В переводах с этой структурой происходят всякие странные вещи. Точнее всего - в самом популярном переводе Демуровой:
- Заглавие этой песни называется "Пуговки для сюртуков".
- Вы хотите сказать - песня так называется? - спросила Алиса, стараясь заинтересоваться песней.
- Нет, ты не понимаешь, - ответил нетерпеливо Рыцарь. - Это заглавие так назыается. А песня называется "Древний старичок".
- Мне надо было спросить: это у песни такое заглавие? - поправилась Алиса.
- Да нет! Заглавие совсем другое. "С горем пополам!" Но это она только так называется!
- А песня эта какая? - спросила Алиса в полной растерянности.
- Я как раз собирался тебе об этом сказать. "Сидящий на стене"! Вот какая это песня! Музыка собственного изобретения!
Но тут, приглядитесь, немного изменен порядок. В оригинале: заглавие называется, заглавие, песня называется, песня. Тут: заглавие называется, песня называется, заглавие, песня. Это само по себе не страшно, но теперь фраза "Но это она только так называется!" потеряла смысл: в оригинале она относилась к "песня называется", а теперь она идет сразу после "заглавия". Получается путаница (вообще вещь у Кэрролла частая и полезная, но в данном случае портящая эффект от шутки): выходит, что "заглавие" и "так называется" это одно и то же, а Рыцарь-то как раз объясняет, что это разные вещи!
В переводе Щербакова:
— Название этой песни называется «Корюшкин глаз».Здесь вначале сохранен порядок: название называется, название... но потом вместо "песня называется" симметрия рушится и идет "про что песня".
— Это песня так называется? — Алиса старалась сделать вид, что ей очень интересно.
— Да нет же, вы не поняли,— с некоторой досадой сказал Конник.— Так называется название. А само название по-настоящему — «Древний-древний старик».
— Ага, значит, это песня про древнего-древнего старика?
— Нет. Одно дело название, другое дело про что песня. Это песня про то, как, почему и посредством чего. Понимаете?
— Что же это за песня такая? — проговорила Алиса, окончательно сбитая с толку.
— Всему свой черед,— сказал Конник.— «На калитке верхом» — вот какая это песня. А музыку к ней я придумал сам.
Наконец, в переводе Яхнина:
– Называется «ТАРАРАМ ПО ГОРАМ».Тут выходит последовательность: "название называется", "название", "название песни", "песенка называется". Опять-таки сохраняется путающая множественность названий, но теряется стройная структура оригинала.
– Как забавно называется песня! – притворно удивилась Алиса.
– Ты не поняла. Не песня, а Название так называется. А само Название такое – «Я ВОДИЧКУ НАЛИВАЮ В РЕШЕТО».
– Ну конечно! – воскликнула Алиса. – Все понятно. Вы назвали название песни.
– Нет, – терпеливо объяснял Рыцарь. – Не название песни, а только само Название. А Название Песни такое – «НАДЕВАЮ ПАЛЬТО НАИЗНАНКУ».
– Значит, песенка называется «НАДЕВАЮ…», – пыталась разобраться Алиса.
– Нет, – перебил ее Рыцарь, – это лишь Название Песенки. А сама Песенка называется «НА ЗАБОРЕ СТАРИКАШКА СИДЕЛ». Мелодию, кстати, тоже я сам выдумал.