Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

солнце над небосводом

Раввин Натан Слифкин продолжает биться головой об стенку пытаться примирить ортодоксальный иудаизм с рациональным подходом к миру. Его статьи и записи в его блоге в основном посвящены отношениям между научным знанием и догмой в иудаизме, но часто они проливают свет на более широкий вопрос - на то, каким образом вообще ортодоксальный иудаизм приобрел свой фундаменталистский характер.

Вот, например, интересная недавняя запись (англ.) о сложном научном вопросе "где путешествует солнце ночью".

Талмуд цитирует раввина Иехуда ха-Наси (конец 2 века нашей эры) о том, что об этом думали мудрецы предшествующих поколений. Они представляли себе небосвод в виде большого твердого колпака, который лежит на Земле-диске. Солнце днем проходит под небосводом, а ночью возвращается обратно над небосводом. Иехуда пишет, что вот они так считали, а мудрецы других наций говорят, что ночью солнце проходит под землей. И они правы, пишет он, а "наши" мудрецы заблуждались - потому что в колодцах днем вода прохладная, а ночью теплее (то есть он считает, что солнце снизу подогревает колодцы).

Ключевой факт тут не то, что Иехуда ха-Наси думает о солнце, а его утверждение о том, что мудрецы Израиля были неправы, а правы оказались неевреи.

Как показывает Слифкин, этот факт в общем-то не мешал еврейским комментаторам Талмуда на протяжении почти тысячелетия - с 7 века по 16-й. Понятно, что эти комментаторы в целом считали еврейских мудрецов эпохи Талмуда гигантами мысли, преклонялись перед их авторитетами итд. Но вместе с тем мысль о том, что в каких-то естественнонаучных вопросах - например, в астрономии - они были неправы, они воспринимали вполне спокойно и по большей части считали очевидно доказанной этой цитатой из Талмуда.

Примерно в 16-м веке настроения начинают меняться. Поклонение перед мудрецами талмудической эпохи доходит до таких высот, что кажется невозможной сама мысль о том, что мудрецы других стран могли в чем-то быть лучше их. Но как же понять тогда эту цитату? Некоторые комментаторы приходят к выводу, что если мудрецы Талмуда считали, что земля плоская, а солнце проходит над небом - значит, так оно и есть. Но это все же более редкая позиция. Чаще начинают интерпретировать эту цитату "мистическим" образом - мол, небосвод тут выступает в виде метафоры границы между материальным и духовным мирами, солнце - это не солнце, а его духовная составляющая, и еще много такого.

Вот этот переход к вере в непогрешимость еврейских мудрецов прошлых поколений (чем дальше в прошлое, тем величественнее и непогрешимее) интересен - именно он, мне кажется, стал основным толчком ортодоксального иудаизма к современному его фундаментализму. И то, к чему это все пришло, по крайней мере в ультраортодоксальном секторе, хорошо иллюстрирует запись критика Слифкина, блоггера по имени "гордый ультраортодокс". Он именно так и говорит и подробно объясняет: все, что сказали мудрецы талмудической эпохи, на любую тему вообще - на 100% верно, и любое отклонение от этих ста процентов является ересью.

(вот брошюра Слифкина, где пересказанный выше очень вкратце аргумент рассказан подробно, со всеми цитатами и ссылками)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments