Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

книги, john c. wright

John C. Wright: The Golden Age, The Phoenix Exultant, The Golden Transcendence

Научно-фантастическая трилогия американского писателя Джона Райта. Первая книга есть в русском переводе.

Я решил почитать Райта, потому что я помнил его рассказ Guest Law (русский перевод) из антологии много лет назад; он меня тогда весьма впечатлил. Трилогия The Golden Age описывает цивилизацию далекого будущего, в котором земляне достигли бессмертия; добились полного контроля над своими мыслями и памятью и возможности их любым способом менять; создали разумные машины в миллионы раз умнее себя; подчинили себе всю Солнечную систему; превратили Юпитер в карликовую звезду; но не полетели к звездам, за одним исключением, плохо завершившимся.

Повествование начинается с того, что главный герой всей трилогии, по имени Фаэтон, замечает странные пробелы в своей памяти и начинает их исследовать; постепенно он узнает об огромной опасности, грозящей не то ему самому, не то всему человечеству. Остался месяц до "трансцендентальности", события, происходящего раз в тысячелетие, когда все разумы Солнечной системы объединяются в один мега-разум, решающий в общих чертах, что делать в следующие тысячу лет. В течение этого месяца Фаэтон стремится понять, что он знает, что от него скрывают другие или он сам (путем добровольного стирания собственной памяти), и что со всем этим делать; его действия в этот месяц и непосредственно после и занимают всю трилогию.

Впечатление странное. С одной стороны, у Райта несомненно чудотворное воображение, фонтанирующее идеями. Количество разных идей тут больше, чем в любой другой фантастике о далеком будущем, что я припоминаю. Кроме уже упомянутых выше, тут есть еще и "ментальность", что-то вроде объединяющей все разумы сети, в которую можно погружаться глубже или из которой выходить по своему желанию, и которая насыщает реальность дополнительной информацией, попадающей в мозг и память непосредственно, минуя чувства. Есть "фильтры чувств", которые каждый настраивает на нетривиальную обработку реальности по своему вкусу. Есть экономика, основанная на обмене вычислительными секундами, и несколько пересекающихся структур законности и правления, и все это подробно описано. Есть выдумки в физике всякого рода, типа суперстабильных элементов, которые создают коллайдеры, "псевдо-материи", основанной на теории струн, и специальной физики горизонта событий черной дыры. Есть мифология - история мира от наших дней до этого будущего - довольно подробно рассказанная. Есть разные способы организации своего разума, которые люди могут выбирать для себя, и два фундаментально различных способа объединяться в групповые разумы, которыми они пользуются. И еще очень много другого, причем все это поистине огромное количество идей синхронизировано друг с другом, не противоречит (в целом) друг другу и создает общую странную, тщательно выписанную картину мира.

С другой стороны, автор населил это битком набитое чудесами будущее неинтересными, картонными персонажами, которые произносят выспренные "героические" монологи. Но это, пожалуй, не главная проблема; если бы дело было только в этом, я бы дочитал с удовольствием. Хуже то, что к описанному выше фонтану идей не получается приучить читателя (меня) настолько, чтобы читалось легко и естественно. Автор придумал, как соединить друг с другом все свои идеи, совместить их в одно целое и описать это целое в терминах своей экономики и политики; но это все приходится читателю снова и снова объяснять на протяжении долгих страниц. Сцена с беседой между несколькими героями, которая в обычной книге занимается одну страницу, тут занимает пятнадцать, потому что читателю надо объяснить, почему один из персонажей воспринимает беседу совсем по-другому (из-за того, что у него другая "базовая нейроформа"), другой участник - разумная машина, просчитавшая все возможные варианты развития беседы в первую микросекунду и знающая, чем она закончится, третий присутствует не лично, а телепрезентацией в искусственном теле-"манекене", и это таким-то образом влияет на происходящее, а четвертый - групповой разум с такой-то историей и поэтому склонен считать так-то... Все это постепенно начинает утомлять, и дочитывал я эту трилогию уже очень через силу. Слишком обширный охват, слишком гигантский замысел, а в концовке слишком прозрачно воплощены личные политические и экономические взгляды самого автора (он совершеннейший псих), которые он до того не то чтобы скрывал - они составляют костяк экономики и политики в придуманном им мире - но держал в разумных рамках.

Оценка 5/10. Я решил было твердо ничего больше его не читать, но потом подумал, что возможно и поддамся в будущем искушению, вспомнив, какое у него все-таки невероятно богатое воображение. А поддавшись, наверное, потом пожалею.
Tags: книги
Subscribe

  • о простейших механических задачах

    Задача: на столе без трения лежит груз массой 5kg, соединенный веревкой через блок без трения с висящим грузом массой 1kg. На большой груз…

  • задачка про тараканов

    Понравилась олимпиадная задачка, рассказал Юрий Билу, а придумал ее когда-то Алексей Канель-Белов. У каждого жителя Тьмутаракани в голове живут…

  • глупости

    Несколько месяцев назад я написал, что запретил себе писать на политические темы, пока не прочитаю один учебник по математике и один по физике. Потом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • о простейших механических задачах

    Задача: на столе без трения лежит груз массой 5kg, соединенный веревкой через блок без трения с висящим грузом массой 1kg. На большой груз…

  • задачка про тараканов

    Понравилась олимпиадная задачка, рассказал Юрий Билу, а придумал ее когда-то Алексей Канель-Белов. У каждого жителя Тьмутаракани в голове живут…

  • глупости

    Несколько месяцев назад я написал, что запретил себе писать на политические темы, пока не прочитаю один учебник по математике и один по физике. Потом…