Научно-фантастическая трилогия американского писателя Джона Райта. Первая книга есть в русском переводе.
Я решил почитать Райта, потому что я помнил его рассказ Guest Law (русский перевод) из антологии много лет назад; он меня тогда весьма впечатлил. Трилогия The Golden Age описывает цивилизацию далекого будущего, в котором земляне достигли бессмертия; добились полного контроля над своими мыслями и памятью и возможности их любым способом менять; создали разумные машины в миллионы раз умнее себя; подчинили себе всю Солнечную систему; превратили Юпитер в карликовую звезду; но не полетели к звездам, за одним исключением, плохо завершившимся.
Повествование начинается с того, что главный герой всей трилогии, по имени Фаэтон, замечает странные пробелы в своей памяти и начинает их исследовать; постепенно он узнает об огромной опасности, грозящей не то ему самому, не то всему человечеству. Остался месяц до "трансцендентальности", события, происходящего раз в тысячелетие, когда все разумы Солнечной системы объединяются в один мега-разум, решающий в общих чертах, что делать в следующие тысячу лет. В течение этого месяца Фаэтон стремится понять, что он знает, что от него скрывают другие или он сам (путем добровольного стирания собственной памяти), и что со всем этим делать; его действия в этот месяц и непосредственно после и занимают всю трилогию.
Впечатление странное. С одной стороны, у Райта несомненно чудотворное воображение, фонтанирующее идеями. Количество разных идей тут больше, чем в любой другой фантастике о далеком будущем, что я припоминаю. Кроме уже упомянутых выше, тут есть еще и "ментальность", что-то вроде объединяющей все разумы сети, в которую можно погружаться глубже или из которой выходить по своему желанию, и которая насыщает реальность дополнительной информацией, попадающей в мозг и память непосредственно, минуя чувства. Есть "фильтры чувств", которые каждый настраивает на нетривиальную обработку реальности по своему вкусу. Есть экономика, основанная на обмене вычислительными секундами, и несколько пересекающихся структур законности и правления, и все это подробно описано. Есть выдумки в физике всякого рода, типа суперстабильных элементов, которые создают коллайдеры, "псевдо-материи", основанной на теории струн, и специальной физики горизонта событий черной дыры. Есть мифология - история мира от наших дней до этого будущего - довольно подробно рассказанная. Есть разные способы организации своего разума, которые люди могут выбирать для себя, и два фундаментально различных способа объединяться в групповые разумы, которыми они пользуются. И еще очень много другого, причем все это поистине огромное количество идей синхронизировано друг с другом, не противоречит (в целом) друг другу и создает общую странную, тщательно выписанную картину мира.
С другой стороны, автор населил это битком набитое чудесами будущее неинтересными, картонными персонажами, которые произносят выспренные "героические" монологи. Но это, пожалуй, не главная проблема; если бы дело было только в этом, я бы дочитал с удовольствием. Хуже то, что к описанному выше фонтану идей не получается приучить читателя (меня) настолько, чтобы читалось легко и естественно. Автор придумал, как соединить друг с другом все свои идеи, совместить их в одно целое и описать это целое в терминах своей экономики и политики; но это все приходится читателю снова и снова объяснять на протяжении долгих страниц. Сцена с беседой между несколькими героями, которая в обычной книге занимается одну страницу, тут занимает пятнадцать, потому что читателю надо объяснить, почему один из персонажей воспринимает беседу совсем по-другому (из-за того, что у него другая "базовая нейроформа"), другой участник - разумная машина, просчитавшая все возможные варианты развития беседы в первую микросекунду и знающая, чем она закончится, третий присутствует не лично, а телепрезентацией в искусственном теле-"манекене", и это таким-то образом влияет на происходящее, а четвертый - групповой разум с такой-то историей и поэтому склонен считать так-то... Все это постепенно начинает утомлять, и дочитывал я эту трилогию уже очень через силу. Слишком обширный охват, слишком гигантский замысел, а в концовке слишком прозрачно воплощены личные политические и экономические взгляды самого автора (он совершеннейший псих), которые он до того не то чтобы скрывал - они составляют костяк экономики и политики в придуманном им мире - но держал в разумных рамках.
Оценка 5/10. Я решил было твердо ничего больше его не читать, но потом подумал, что возможно и поддамся в будущем искушению, вспомнив, какое у него все-таки невероятно богатое воображение. А поддавшись, наверное, потом пожалею.