Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

о светском изучении талмуда

Интересное выступление в израильском парламенте Рут Кальдерон, только что избранной в Кнессет от партии Лапида. Кальдерон призывает светских евреев не дать ортодоксам монополизировать еврейское наследство, и самим тоже изучать Талмуд и другие источники еврейской религиозной традиции.

Кальдерон - светская еврейка, и при этом защитила докторат по Талмуду. Она организовала институт изучения еврейской религиозной культуры, обращенный в первую очередь к светским. Видно, что она говорит выстраданное, и глубоко для нее важное. Я симпатиризую ей, но не нахожу в себе поддержки ее призывов.

Я считаю, что полезно и хорошо читать Библию, и любому образованному человеку - светскому или религиозному - важно ее прочитать. Но Талмуд мне не кажется нужным чтением для светского человека (еврея или нет). Конечно, нет ничего плохого в светском изучении Талмуда в рамках академической дисциплины, и пусть те, кому это нравится, изучают и делают из этого карьеру. Но в качестве общей книги для всех - жалко времени и сил. Талмуд и большая часть последовавших за ним в еврейской ортодоксальной традиции толкований и комментариев - никчемная литература, под завязку набитая мусором для ума. Есть так много хороших нечитаных книг, действительно отражающих мир и людей в нем - жалко тратить много времени на этот тупик. Кроме всего прочего, это еще очень скучно.

Извините, если кого обидел итд.

В прошлом я думал по-другому, и искренне хотел и намеревался всерьез приобщиться к еврейской традиции. Но со временем, по мере того, как мое любопытство толкало меня к листам Талмуда вослед за ссылками тут и там, и я подробно разбирал их, иногда сравнивая с английским переводом, и разбирал самые знаменитые комментарии к ним - со временем я стал осознавать, какое это бездумное времяпровождение. Потом прочитал несколько обзорных книг о Мишне, Талмуде и более поздних комментаторах, и только укрепился в этом мнении. Да, в талмудической литературе есть отдельные редкие искры красоты и смысла - их можно собирать и издавать отдельно. В целом же она на 99% посвящена материям, для современного светского человека бесполезным или вообще несуществующим. Более того, говорит она об этих материях на туманном языке и рассуждает о них с помощью глубоко иррациональных аргументов. Иногда говорят, что изучение Талмуда развивает логическое мышление, заостряет аналитические способности итд. Полагаю, что это не так, и если что-то развивает, то это склонность к софистике и бесконечной интерпретации и ре-интерпретации, опирающейся на догматические и малоосмысленные принципы.

Представьте себе шахматный клуб, в котором ученикам не объясняют систематически, ни как ходят фигуры, ни основные принципы тактики и стратегии игры. Вместо этого они изучают сотни и тысячи партий великих мастеров прошлого, заучивают их наизусть, и разыгрывают снова и снова, добавляя комментарии к старым ходам - а сами никогда не играют. Причем их комментарии опираются на догматическую веру в то, что ни один ход прошлого мастера не мог быть ошибочным, а альтернативные ходы и варианты они оценивают не по тому, как они бы помогли в игре, а единственно по тому, насколько выходит похоже на предыдущие комментарии прошлых поколений. Ученики имеют некоторое смутное понятие о том, как ходят фигуры, но это считается намного менее важным, чем заучивание партий наизусть и написание комментариев к комментариям, и они не смогли бы сами сыграть партию.

Не тратьте время на Талмуд. Почитайте лучше лекции Фейнмана.
Tags: израиль, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →