Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

о чтении с листа

Я пришел к выводу, что в моем изучении фортепиано мне необходимо больше внимания уделять чтению с листа. Для тех, кто не знает, "читать с листа" (англ. sight-reading) - это когда музыкант берет ноты, которые раньше никогда не видел, и правильно играет эту музыку. В зависимости от сложности музыки и мастерства музыканта в чтении с листа он, возможно, сыграет ее в более медленном темпе, чем указано, и не так отшлифованно, как при исполнении хорошо знакомого и заученного произведения, но все остальное будет верно. Для учеников обычна ситуация, когда умение читать с листа (если ему уделяют должное внимание) отстает на несколько "уровней" по сложности музыки от умения играть знакомые и разученные вещи. Скажем, я играю простейшие менуэты Баха, но, увидев новый для себя менуэт такого уровня, не смогу сыграть его с листа без ошибок в нотах или ритме; а мелодию уровня "в траве сидел кузнечник" вполне смогу (или что-то потяжелее; где-то между этими двумя примерами лежит моя сегодняшняя граница умения читать с листа; несомненно, она сильно ближе к кузнечику, чем к Баху...)

Мне всегда умение читать с листа казалось сущим волшебством, и с тех пор, как я начал заниматься фортепиано, я немало об этом читал - обсуждений на форумах, статей, кратких пособий - потому что мне хотелось понять хотя бы на интеллектуальном уровне, как такое возможно, как можно так быстро схватывать незнакомую музыку глазами, обрабатывать ее головой и посылать пальцам. Главный совет, который повторяется снова и снова - это что читать с листа можно научиться только и единственно путем постоянных тренировок этого умения на незнакомой музыке. Для этого, например, существуют десятки пособий специально для чтения с листа, в которых подобраны пьесы, развивающие разные аспекты этого умения и расположенные по "уровням".

Почему я думаю, что мне нужно уделить больше внимания этому? Потому что на данный момент я настолько медленно воспринимаю нотную музыку, что не могу даже нормально следить за нотами, когда играю уже знакомую вещь. А это приводит к тому, что довольно быстро я выучиваю наизусть то, что разучиваю, и при исполнении невольно полагаюсь на мышечную память пальцев. Против этого как раз предостерегают многие педагоги, известные книги итд. И моя учительница то же самое мне говорит. Правильным при изучении (в отличие от, скажем, шлифовки к концертному выступлению) является держать взгляд главным образом (или исключительно) на нотах, даже если уже помнишь их, и все время сверять свою игру с ними. Это, по крайней мере, я слышу со всех сторон. Но я так просто не могу, по трем причинам:

- недостаточно хорошо чувствую клавиатуру, часто ошибаюсь, когда пытаюсь "вслепую" сыграть ноту, особенно за пределами ближайших ко мне двух октав, и особенно гармонический интервал/аккорд
- (возможно, это связано с предыдущим) у меня нет достаточно четкой внутренней картины клавиатуры, когда я смотрю на ноты, есть слишком неопределенная, распадающаяся картинка в уме
- (самое главное) я неплохо уже быстро считываю отдельные ноты как в скрипичном, так и в басовом ключе. Конечно, можно еще быстрее, и иногда я все еще путаю отдельные пары, как например ля и верхнее до, но в целом это работает. Однако как только появляются аккорды, это все - кроме самых простых случаев мне нужно 5-10 секунд, чтобы медленно разобраться в том, какие ноты входят в этот аккорд, и даже если под ним написаны номера пальцев, то какие пальцы относятся к какой ноте. Даже если я выучил эту вещь и знаю, что играть, во время исполнения мне нужны долгие секунды, чтобы понять, что я действительно играю вот этот аккорд в этом такте, чтобы совместить то, что делают уже заученно пальцы и то, что написано на листе.

(мне очень интересно, кстати, что происходит в голове у пианиста, когда он читает с листа? Вот, скажем, он видит трезвучие до-ми-ля в басу. Он видит внутренним взглядом часть клавиатуры, и на ней "отмечены" эти самые ноты? Или нотная запись переходит в указание пальцам вообще без такой картинки? У него в голове мелькает где-то информация "минорный секстаккорд, построенный на ля", или это опознавание во время игры с листа ему не нужно?)

Тренировка чтения с листа должна, мне кажется, помочь в работе над всеми тремя этими недостатками, и поэтому я думаю, что мне нужно этим заниматься в дополнение к тому, что я делаю на обычных уроках и в процессе подготовки к ним. Но еще не решил, как заниматься. Можно попробовать купить какие-то сборники нот специально для чтения с листа (пример), но их очень много и трудно выбрать. Можно подумать о том, есть ли какие-то хорошие программы/сайты/аппы для таблетов, специально под это заточенные. Например, вроде хвалят SightRead4Piano, но мне не нравится, что музыку там отдельно надо покупать, и не уверен, что это так уж удобно). Еще я нашел интересную бесплатную книгу Sight Reading Skills, которая предлагает прорабатывать "Микрокосмос" Бартока (и дает много других полезных советов). Еще можно попробовать чаще играть, закрывая от себя клавиатуру, так, чтобы были видны только ноты; сейчас это у меня выходит ужасно, но если тренироваться больше... (кстати, в вышеупомянутой книге цитируется любопытный совет Карла Филиппа Эммануэля Баха - сына Баха - играть выученные наизусть вещи в темноте). В общем, буду думать и выбирать; советы знающих людей, как обычно, принимаются с благодарностью.
Tags: фортепиано
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →