Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

программистское: первая программа

Расскажите, как вы научились программировать? В каком возрасте вы написали свою первую серьезную программу, на каком языке и компьютере, что она делала?

В 12 лет мне подарили программируемый калькулятор Электроника МК-52, и я загонял в него готовые программы из "Техники - молодежи" (который мы выписывали) и "Науки и жизни". Но сам писал только тривиальные примеры, и программированием это не считаю. Были умельцы; старший товарищ luarvique, например, написал в этом калькуляторе программу для решения кубика Рубика, если память не изменяет. Но мне не хватало для таких подвигов знаний и терпения.

В 13 лет - я начал ходить заниматься на настоящих компьютерах (!!!) в местном пединституте, где был компьютерный класс Yamaha MSX1 (по знакомству; там преподавал отец старшего товарища, и я ему безмерно благодарен). Молодое поколение не знает, наверное, что это было. 64KB памяти, восьмибитный микропроцессор Z80, зашитый в ROM интерпретатор Бейсика, который запускался по умолчанию, когда включали компьютер. Один центральный компьютер с цветным экраном (!!!) и дисководом, и дюжина периферийных, с монохромным зеленым монитором и приводом для чтения программ с магнитофонных кассет. Все компьютеры объединены в локальную сеть, и с центрального (который простым смертным не доверяли) можно было запускать программы на периферийных.

Моими первыми настоящими языками были Бейсик и ассемблер Z80. Первыми серьезными программами были простые игрушки, а также программа на Бейсике для вычисления числа пи, которой я гордился; она пользовалась, если не ошибаюсь, формулой Мэчина, про которую я сам нашел и прочитал в математической энциклопедии после того, как вначале попробовал более простую формулу, и убедился, что она очень медленно сходится. Когда я в 15 лет уехал в Израиль, то взял с собой трехдюймовую дискету, на которой было несколько любимых игрушек и исходники этой программы; эта дискета потом потерялась.

На MSX можно было делать довольно мощные игрушки на Бейсике благодаря аппаратной поддержке спрайтов (небольших битмапов, которые записывались отдельно в видеоконтроллер, и потом двигались по экрану атомарными операциями, заслоняя друг друга в определенном порядке). Перерисовывать весь экран несколько раз в секунду не получилось бы, Бейсик не успевал, но спрайты двигать было легко. Когда мне стало не хватать скорости, я начал добавлять куски на ассемблере, вставленные прямо из Бейсика (командой POKE). Потом я освоил операционные системы MSX-DOS (вариант MS-DOS 1.0) и CP/M, которые можно было загрузить из дискеты или кассеты вместо Бейсика. На ассемблере в них можно было писать целые отдельные программы. Довольно скоро в пединституте установили второй класс компьютеров помощнее, MSX2 (128KB памяти!!!). А еще через год, когда мне было 14, такой же класс установили даже в моей школе.

Постепенно я перешел на Турбо Паскаль, но не могу вспомнить, какие программы я на нем писал. А в 15 лет я уехал в Израиль, где про MSX никто ничего не знал. Через несколько месяцев мы купил свой собственный компьютер (!!!), он был на основе Intel 80486DX.

Расскажите о том, с чего вы начали программировать, и какие первые нетривиальные программы писали?

(P.S. у меня была похожая запись в прошлом, но там говорили почти исключительно о компьютерах, а в этой мне захотелось вспомнить именно программы, которые я писал)
Tags: программирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →