Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

слух и голос, или как я перестал волноваться и полюбил пение

TL;DR или главное для нетерпеливых: если вы уверены, что вам медведь на ухо наступил и вы обречены безнадежно фальшивить, сходите на урок вокала.

Теперь длинная версия.

С детских лет я был убежден, что:

- у меня нет таланта к музыке
- у меня нет музыкального слуха
- у меня нет голоса

Если вы читаете мой дневник уже какое-то время, то знаете, что два года назад я начал учиться играть на фортепиано. Это движется не всегда так быстро, как мне бы хотелось, но движется. Вопрос "таланта" каким-то образом растворился и стал нерелевантным. Пока мне нравится заниматься этим, и я вижу, что могу продвинуться еще дальше, непонятно, зачем и думать о наличии или отсутствии какого-то там таланта.

Со слухом и голосом дело обстоит так: я не могу петь, то есть вообще. Если вы при мне начнете напевать какую-то мелодию или играть на инструменте, я не смогу подпевать в голос, а буду безнадежно фальшивить, и ничего не смогу с этим поделать. Я это о себе хорошо знаю и стараюсь поэтому избегать пения при других людях, а когда все же случается в компании, чувствую себя очень некомфортно. Я всегда считал это доказательством того, что у меня нет ни слуха, ни голоса. Но обе учительницы фортепиано, которые у меня были в последние два года, уверенно говорили мне, что у меня все прекрасно со слухом (нет абсолютного слуха, конечно, но обычный музыкальный слух прекрасный), и что все дело в том, что голос "не настроен" или "не скоординирован" со слухом. Я скептически относился к этим уверениям, потому что твердо убедил себя, что у меня с этим безнадежно. Но пару месяцев назад, когда столкнулся в очередной раз с тем, что не могу даже напеть мелодию, которую сам играют на пианино (учительница советовала это делать при разучивании, а я не могу), решил - пусть это скорее всего безнадежно, но заслуживает эмпирической проверки. Нашел учителя вокала и пошел на пробный урок.

С тех пор у меня было три или четыре урока, и вот что я узнал. Во-первых, у меня действительно все нормально со слухом, как и у почти всех людей. Во-вторых, у меня действительно нет координации между слухом и голосом, и это нормальное явление, встречается примерно у 20% населения, и поддается лечению с помощью нескольких уроков и домашных тренировок.

Я понял, что у меня не было шансов петь нормально при всем желании, потому что я не понимал некоторых основ. Я узнал, в каком диапазоне лежит мой голос, т.е. в каких октавах и какие ноты я могу петь комфортно, и к каким могу надеяться дотянуться со временем, не фальшивя. Я твердо осознал тот факт, что, подпевая женскому голосу, я должен вообще говоря (понятно, что не всегда, не надо придираться) петь на октаву ниже - я, возможно, читал это где-то и теоретически знал, но как следует не понимал, так что во многих случаях мои попытки подпевать были заранее обречены. Под руководством учителя я научился слышать, когда я попадаю в унисон или октавой ниже в правильную ноту - еще не всегда точно, и не на всем своем диапазоне, но бесконечно лучше, чем два месяца назад. Я узнал что-то о том, как правильно дышать, о переходе между певческими регистрами, и о мышцах рта и лица. Я научился - опять-таки не без проблем, и не на всем диапазоне одинаково хорошо, но тем не менее - следовать простым распевкам: подниматься/опускаться на тон, на пол-тона, петь тоническое трезвучие.

(Некоторые упражнения меня совершенно поразили практически волшебным своим действием. На первом же уроке, когда я совершенно не мог спеть за учителем сыгранную на пианино ноту, я получил указание закрыть рот и мычать сквозь закрытый рот (с открытыми зубами), и немедленно стал чувствовать, когда я попадаю в унисон, и точно нащупывать голосом правильную ноту. Меня это поразило до глубины души. За пять секунд в своих собственных глазах я превратился из человека, который в принципе не может не фальшивить, в человека, который совершенно точно находит ноту - пусть таким странным образом, но стало ясно, что в принципе могу).

Каковы итоги всего этого? Всего за несколько недель то, что написано выше про "буду безнадежно фальшивить, и ничего не смогу с этим поделать" стало ложью. Я могу подпевать песне, которая звучит по радио или которую кто-то играет и поет; не всегда точно и уверенно, но в целом не ужасно, и в тысячу раз лучше, чем раньше. Причем от урока к уроку это сильно улучшается. Я могу сам напевать то, что играю на пианино. Это потрясающая отдача за время и деньги, которые я потратил, и она намного превосходит мои самые смелые надежды. Я не знаю, сколько еще уроков возьму. В конечном итоге я не стремлюсь развить богатый певческий голос или еще что-то в этом роде - меня более чем удовлетворит, если я буду уверенно контролировать голос в своем диапазоне и нормально подпевать или петь ноты с листа, без фальши. Но даже и то, чего я добился сейчас всего за четыре урока, уже превзошло все мои ожидания и опровергло сложившиеся за много лет убеждения.

Основная причина, по которой я все это написал: если вы находитесь в такой же ситуации, в какой я был - а я уверен, что в ней находятся очень многие - если вам мешает неспособность напеть простую мелодию или подпевать в компании без ужасной фальши, и если вы никогда не пытались этим как-то заняться - послушайтесь моего совета: найдите учителя вокала и возьмите хотя бы один-два урока. Я не могу гарантировать, что это поможет, но по-моему это весьма и весьма вероятно. Скорее всего, вы будете поражены результатами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →