Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

преподавать лучше

На следующей неделе я на работе прочитаю две лекции, каждая по полтора часа, большому числу коллег. Обе лекции - ознакомительный обзор с очень обширным техническим материалом, который слушателям совсем неизвестен.

Эти лекции периодически читают в разных офисах компании, и от предыдущих чтений на внутренней сети уже лежит полный набор слайдов, а также видеозапись. В принципе я мог бы просмотреть один раз прошлую запись, прочитать слайды и идти преподавать вместе с ними - материал я этот знаю очень хорошо, на любые вопросы смогу ответить. Я не обязан придерживаться в точности этих слайдов и записи, но и ничего плохого в этом нет. Я не думаю, что у меня вышло бы плохо, если бы я так и сделал - скорее вышло бы нормально. Мне хочется, однако, попробовать сделать лучше, чем нормально, и я размышлял на этой неделе о том, что я хочу изменить. Вот что надумалось пока что:

1. Каждая лекция состоит из полутора часов обзорного материала с кучей новых для слушателя технологий, названий, процессов и принципов. Я не думаю, что логично ожидать от слушателей напряженного внимания все полтора часа. Поэтому я сделаю перерыв в 5-10 минут в середине, предложу людям заняться чем им хочется, проверить почту, пойти взять кофе или что угодно еще. Опасность тут - что это выбьет слушателей из контекста и они не "подключатся" уже к второй половине; я постараюсь найти естественный переход к новой теме в тексте лекции, чтобы уменьшить шансы этого.

Великий математик Джон фон Нейман любил повторять, что идеальная длина лекции - микровек (об этом рассказал в своих мемуарах Джиан-Карло Рота). Если посчитать, сколько будет микровек, т.е. миллионная часть столетия, выйдет примерно 52 минуты. Я по себе знаю, что даже на интересной лекции к концу часа начинаю превращаться в зомби - странно было бы мне самому требовать большего от слушателей.

2. Это обзорные лекции, они упоминают стопятьсот разных названий, из которых 80 процентов все слушатели забудут к следующей неделе. Настоящая моя цель - на примере всех этих аббревиатур показать и объяснить несколько важных принципов. Раз это моя цель, то я сформулирую эти принципы как можно более ясно, и буду упоминать их намного больше и чаще, чем кажется вежливым и педагогически правильным. Вместо того, чтобы два раза сказать "вот видите, это опять пример того, как мы подходим к такой-то проблеме", я скажу это 6-7 раз.

3. Я недавно листал воспоминания другого математика, Ральфа Боаса, и там была фраза, которая мне запомнилась. Он сказал примерно так: я за свою 40-летнюю карьеру математика могу вспомнить три или четыре раза, когда я присутствовал на лекции, которую проводили на слишком простом уровне относительно ее слушателей. Обратных же случаев, когда лектор выбрал слишком высокий уровень, было несчетное количество.

Следовательно: пройтись по слайдам глазами полного новичка-чайника, найти места где мне что-то кажется очевидным, но на самом деле надо это пояснить или определить. Найти слишком сложные места, соединяющие несколько только что выученных слов, и вычеркнуть их.

4. Репетировать, причем больше одного раза. Составить подробный план лекции, более подробный, чем слайды, и обозначающий вкратце материал, который я буду говорить вслух не со слайдов. Расписать план по минутам, прочитать вслух всю лекцию, сравнить время, сделать выводы. Если понадобится, несколько раз так. За день до лекций я еще проведу последнюю репетицию с участием нескольких коллег, которые могут заметить какие-то важные недочеты.

Это пока то, что придумалось - посмотрим, насколько это поможет или наоборот помешает. Если у вас есть другие советы общего плана о том, как лучше, эффективнее преподавать сложный незнакомый материал, поделитесь ими в комментариях!
Subscribe

  • действительно физик

    Видел шутку про нобелевскую премию по физике (напомню, что все сразу стали спорить, имеют ли работы, за которые ее дали, отношение к физике).…

  • анекдот про уши

    Анекдот из фейсбука, пост из сентября 2014, за прошедшие 10 лет стал только более актуальным: Мужику оторвало голову. Безголовая тушка мечется…

  • еще раз о бросках монеты

    Один из призеров Шнобелевской премии в этом году (Ig Nobel Prize) - статистик Франтишек Бартош с многими коллегами; они вместе бросили монету 350,757…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • действительно физик

    Видел шутку про нобелевскую премию по физике (напомню, что все сразу стали спорить, имеют ли работы, за которые ее дали, отношение к физике).…

  • анекдот про уши

    Анекдот из фейсбука, пост из сентября 2014, за прошедшие 10 лет стал только более актуальным: Мужику оторвало голову. Безголовая тушка мечется…

  • еще раз о бросках монеты

    Один из призеров Шнобелевской премии в этом году (Ig Nobel Prize) - статистик Франтишек Бартош с многими коллегами; они вместе бросили монету 350,757…