Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

преподавать лучше: подводя итоги

Вчера читал лекции, о подготовке к которым писал на прошлой неделе. Вроде бы прошло хорошо и слушателям понравилось, задавали много вопросов по делу. Основные выводы на будущее:

- сделать перерыв посредине 1.5-часовой лекции было несомненно верным решением. Если не забывать смотреть на слушателей, то невооруженным глазом видно, как к 50-й минуте люди начинают отключаться.

- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько.

- качество лекции прямо зависит от количества времени на подготовку. Я провел репетицию обеих лекций за день до них, перед живыми слушателями, и это очень заметно повлияло в лучшую сторону на качество. Собирался провести больше одной (еще в одиночестве, записать себя на видео и просмотреть), но не успел; если бы успел - было бы еще лучше.

- слайдов (которые мне достались готовыми) было слишком много и они были слишком подробными. Я это понял по итогам репетиций и сильно сократил их количество и упростил содержимое. В итоге их все равно было слишком много и они были слишком подробными. Но намного лучше, чем поначалу.

- если не пишешь/рисуешь на доске, а только показываешь слайды, то к ним вообще не следует поворачиваться. Желательно, чтобы уровень подготовки был такой, что сам отлично помнишь, какой следующий слайд, и продолжаешь смотреть на людей, нажимая на кнопку; если это не так, то лучше бросить взгляд на экран лаптопа перед собой, а не на стенку или телеэкран, куда проецируются слайды. Аудитория очень чутко относится к потере этой связи.

- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания.
Subscribe

  • далаль муграби

    Далаль Муграби родилась и выросла в палестинском лагере беженцев в Ливане. В 1978 году, в 19 лет, во главе группы из 11 палестинских и ливанских…

  • о поведении хамаса

    Насчет поведения ХАМАСа, я задумался сегодня над постом П.У. в фейсбуке; она его закрыла пока, но разрешила мне процитировать. Предлагаю прочитать и…

  • рассказ

    Хороший рассказ Линор Горалик: "Катарсис" (в ФБ).

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments

  • далаль муграби

    Далаль Муграби родилась и выросла в палестинском лагере беженцев в Ливане. В 1978 году, в 19 лет, во главе группы из 11 палестинских и ливанских…

  • о поведении хамаса

    Насчет поведения ХАМАСа, я задумался сегодня над постом П.У. в фейсбуке; она его закрыла пока, но разрешила мне процитировать. Предлагаю прочитать и…

  • рассказ

    Хороший рассказ Линор Горалик: "Катарсис" (в ФБ).