Сам рассказ, скажу сразу, довольно слабый, по-моему. Ну то есть он написан слабо, состоит из разрозненных частей, которые не очень соединяются, многое туманно или непонятно, причем явно вопреки замыслу автора, а не потому, что он хотел оставить непонятным. В целом не понравился мне - кроме собственно главной идеи и метафоры, через которую она выражена.
(далее идут спойлеры, но не особенно серьезные)
Ну вот, в этом рассказе развивается такая тема: люди достигли небывалого уровня развития и размножились в невообразимых количествах, их бессчетные квинтиллионы. Более того, эти люди будущего существуют одновременно в тысячах разных видов, занимая все ниши бытия: например, миниатюрные существа размером с бактерию, питающиеся энергией. Для них открыты пути во всякие дополнительные измерения, кроме обычных (не вполне ясно, что это значит), и они расселились на миллионах или миллиардах звездных систем и галактик. Рассказ построен как чередующиеся эпизоды из жизни нескольких таких людей разных "видов". Но к концу рассказа, постепенно, становится понятным, что настоящие хозяева всего вокруг - какие-то непонятные "они", которых когда-то создали люди (видимо, переросшие людей искусственные интеллекты), и в сравнении с ними люди всех "видов" - как бактерии в сравнении с нами. Эти "они" создают и уничтожают миры и открывают новые измерения, и полностью управляют всем, а люди живут в этом постоянно меняющемся мире, как могут, и умирают, когда не могут, а "им" до этого всего обычно столько же дела, сколько нам до жизни и смерти бактерий. Название рассказа объясняется в конце, когда один из персонажей смотрит на рыбу в аквариуме и говорит (перевожу с оригинала):
"Они называются целаканты. Когда-то они были редкими. Я их изучал одно время. Они древние и примитивные, и почти целиком вымерли к тому времени, как мы их нашли. Но когда *они* вырвались, освободились, и уничтожили Землю... и забрали всех и вся с собой в небо..."
"В общем", промямлил он, "сейчас существует больше целакантов, чем когда-либо в прошлом. Они живут в миллионе океанов, и выходит, что добились успеха, о котором никогда раньше не могли и мечтать." Он замялся, потом добавил: "Примерно как и мы сами, я бы сказал. Как люди. Правда ведь?"
И вот именно эта часть, это окончательное раскрытие темы, сделано хорошо по-моему, и не идет у меня из головы уже несколько дней. Тема о том, что такое "успех", например, целой цивилизации. "Успех" ли это добиться невообразимых в прошлом количества и качества жизни и способностей и возможностей делать, что хочется, если все это происходит в тени и по милости несравнимо более могущественной цивилизации?
Роберт Рид в этом рассказе рубит с плеча по вопросам, которых, мне кажется, многие авторы касаются, но полегче, вскользь. Например, "Волны гасят ветер" Стругацких - там в финале людены покидают Землю в неизвестном направлении. Что если бы они остались и "направляли" развитие земной цивилизации, что не составило бы для них труда?
Или цикл Иэна Бэнкса про цивилизацию Культуры, в которой основные решения принимают Разумы, бесконечно более мощные интеллектом, чем отдельные люди. Людей огромное количество, они расселились по Галактике и Разумы снабжают их всем, что они пожелают - но чего стоит такое существование и есть ли у него цель? При том, что романы Бэнкса обычно занимаются контактами и конфликтами между Культурой и другими цивилизациями, Бэнкс часто возвращается к этому вопросу: взаимодействия между людьми и Разумами и огромное неравенство между ними в таком общении. Это как рана для него, которую он бередит снова и снова. Например, во "Взгляде с наветренной стороны", где знаменитый композитор Циллер беседует с аватаром-манифестацией Разума:
– В чем дело?
– Я думаю.
– О чем?
– О том, о чем думал с самого первого дня моего приезда сюда, о том, о чем никогда у вас не спрашивал, сначала оттого, что меня беспокоил ответ, а позже – оттого, что, вероятно, уже знал его.
– Вот и хорошо. Но о чем же все-таки вы так долго думаете?
– Можете ли попробовать вы или сам Разум воплотиться в меня как в композитора, – то есть написать вещь, симфонию, например, которую все признали бы моей, и я сам, прослушав ее, мог бы ею гордиться?
Аватар нахмурился, но не замедлил шага, а только крепко сцепил руки за спиной.
– Да, я думаю, это возможно, – наконец нехотя сказал он.
– И это будет просто?
– Нет. Но не более трудно, чем любая другая сложная задача.
– Но ведь вы сделаете это гораздо быстрее, чем я?
– Полагаю, да.
– Хм… – Циллер замолчал и поглядел за спину аватара, туда, где медленно проплывали скалы и тонкая паутина деревьев. Под ногами нежно покачивалась палуба. – Так почему симфонию должен все же писать я или еще кто-либо?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →