Одна из особенностей книг Вулфа, которая снова и снова меня восхищает - это что его способ передачи фоновой информации читателю (т.е. информации об устройстве мира) - абсолютная противоположность инфодампу, когда читатель получает гигантскую порцию разъяснений из уст персонажа или автора, так, что это рвет ткань повествования и по живому режет персонажей. У Вулфа самые замечательные подробности, дающие ощущение глубины и продуманности мира, даются походя, часто как что-то само собой разумеющееся для героев, как это и должно быть - а читателю надо присматриваться и не зевать, но зато как это внимание окупается!
Примеров очень много, вот несколько навскидку, необязательно лучших. Действие этой серии романов происходит в необозримо далеком будущем, когда на Земле успели появиться и исчезнуть тысячи или миллионы цивилизаций и культур, когда само Солнце уже потускнело, и горит днем темно-красным светом. Что это значит для жителей Земли этого времени, как они воспринимают этот груз тысяч и миллионов лет, только малая часть которого сохранятся в документах и мифах, что это для них значит просто физически - Вулф не рассказывает это сразу, например, вводным объяснением, не тычет этим в лицо читателю в ключевых местах. Просто тут и там мимоходом герои сталкиваются с чем-то необычным для нас, читателей, но вполне обыденным для них. Время от времени упоминаются отдельные звезды, которые видны при дневном свете, не как что-то особенное, а из практических соображений, например, навигации. Несколько раз Севериан (главный герой) упоминает зеленый свет луны, или цветы, которые светятся зеленым светом ночью при полной луне, и тому подобное - и это никак не объясняется и не выделяется, пока наконец в третьем романе не попадается замечательное предложение: "When I had first come to realize, as a boy, that the green circle of the moon was in fact a sort of island hung in the sky, whose color derived from forests, now immemorially old, planted in the earliest days of the race of Man, I had formed an intention of going there, and had added to it all the other worlds of the universe as I came in time to realize their existence." Т.е. луна была засажена лесами в такие отдаленно-прошлые времена, что сама память о них уже почти исчезла.
Или, скажем, герой приходит в небольшую деревушку, и видит, что люди в ней занимаются главным образом тем, что копают шахты; из текста становится понятно, хоть и не говорится совершенно прямо, что в любом месте на суше можно просто начать копать, и попадешь на какие-то останки забытой старой цивилизации, дома, дороги - и таким образом добывают металл. Или, моя любимая подробность - в мире Севериана все горы - огромные памятники давно забытым правителям и тиранам, верхушка каждой горы - чье-то лицо. Никто не помнит всех этих властителей прошлого, и технологии, с помощью которых все горы превратились в скульптуры, давно забыты. И все это не рассказано специально, а просто упоминается мимоходом, скажем, герой выходит на открытое пространство и видит гору с гордым лицом ее вершины, для него это не что-то особенное, других гор он и не знает. И так далее и так далее, таких подробностей множество, и все вместе они создают потрясающе глубокое, осязаемое впечатление этой старости мира.
(кстати, мне любопытно: кто-то еще разделяет мою горячую любовь к Вулфу, или я один тут такой?)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →