Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

книги: robin hobb, the farseer trilogy

Мне попалось упоминание Робин Хобб как автора качественной с литературной точки зрения фентези - живых персонажей, интересного сюжета, минимум клише. Отзывы читателей на Амазоне убедили меня попробовать трилогию Farseer ("Сага о видящих" в русском переводе). Три романа, составляющие эту трилогию, вышли в свет в 1995-1997 годах.

Действие происходит в феодальном приморском королевстве, которое постоянно подвергается рейдам пиратов с далеких островов. Хобб придумала интересный мир, в котором есть магия, но она используется весьма редко и состоит главным образом из умения передавать мысли на расстоянии и вторгаться в чужой разум. Главный герой - незаконорожденный сын принца, наследника трона, умирающего вскоре после начала романа. Герой воспитывается при дворе, поначалу он не более чем помощник конюшего, потом его тайком учат быть убийцей. У него кроме способности к вышеописанной магии есть также способность к другому, более редкому и запретному виду, способность общаться с зверями и птицами.

Первая книга ("Ученик убийцы") мне в общем понравилась, особенно первая ее половина, где сделана определенная попытка передать жесткость и жестокость феодального мира, сложную мотивацию разных персонажей, и наблюдение за этим миром растущего мальчика-бастарда, который никому особо не нужен. Во второй половине Фитц, главный герой, становится центральным персонажем и все начинает крутиться вокруг него (весьма искусственным образом), но зато концовка этого первого романа включает в себя много интересного экшна и нетривиальных сюжетных ходов. В целом мне показалось, что роман несколько провисает в середине, но хорош и интересно увидеть, что же дальше.

Вторую книгу ("Королевский убийца") я только что бросил на середине, и третью читать даже не попытаюсь. Это очень редкий для меня поступок, почти невероятный - я очень не люблю твердо отказываться от прочтения книги целиком; если совсем "не идет", я скорее отложу в сторону, буду читать другие, а эта останется недочитанной много лет, но я буду держать в уме возможность попробовать еще раз. Такое, чтобы твердо решить - я это дальше читать не буду, и не дам даже шанса автору переубедить меня тем, что осталось в книге - так почти не бывает. Почему же тогда? Все плохое, что было в первой книге, тут вернулось в троекратном объеме, а все хорошее исчезло. Персонажи четко поделились на бобро и козло, причем если уж бобро, то такое бобристое, и больше жизни своей любит и ценит нашего главного героя, бастарда-убийцу (почему, непонятно); если козло, то тоже только исчадье ада, и в первую очередь ему зла желает. Значительная часть книги состоит из сомнений и жалоб главного героя на его тяжкую судьбу, и они повторяются снова и снова почти дословно. Ничего средневекового в мыслях и чувствах персонажей не осталось, одна мыльная опера. Плюс постоянные противоречия и дикое поведение персонажей, чтобы двигать вперед сюжет. Вместе с тем действие замедляется до черепашьей скорости, и каждая сцена замусорена длиннейшими описаниями душевных переживаний героя, чуть более чем на 100% дико банальных. Я грыз и грыз и грыз, но мне стало так скучно, что я не смог окончить.

В общем, с моей точки зрения это где-то 4/6 за первый роман, 2/6 за прочитанную половину второго, и больше я это не читаю.

За последний год эта была третья попытка у меня найти хорошую, качественную в литературном смысле современную фентези, и все три закончились неудачей:

1. Joe Abercrombie, The First Law. Прочитал всю трилогию, отличный world-building, отличный экшн, с точки зрения качества персонажей и языка - треш.

2. Daniel Abraham, A Shadow in Summer (The Long Price Quartet). Ниже всякой критики по всем пунктам. Сентиментальный треш, в котором нет ни одного правдоподобного или живого персонажа.

3. Robin Hobb, The Farseer trilogy. См. выше.

Я ищу чего-то, что сравнимо по глубине персонажей, качеству языка, уровню world-building'а - из классической фентези с "Властелином колец" или "Волшебником Земноморья", а из современной - с "Игрой престолов" Мартина или "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" Сюзанны Кларк. Но не нахожу ничего такого в современной фентези, кроме вот только что упомянутых Мартина и Кларк. Кстати, Аберкромби и Абрахама я попробовал в том числе по рекомендации самого Мартина, так что в выборе авторов ему я больше не доверяю.

Наверное, я ищу что-то, чего не существует, и пора завязывать с этими попытками. В списке кандидатов еще отложены The Malazan Book of the Fallen Стивена Эриксона, и Prince of Nothing R. Scott Baker'а, но не уверен, что даже буду пробовать. Если у вас есть мнение об этих книгах или рекомендация другой современной фентези, которая отвечает моим запросам, сформулированным выше, буду рад его узнать.
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 198 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →