Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

музыкальный слух: как его развивать?

Как развивают музыкальный слух? Как мне научиться распознавать на слух и узнавать интервалы, аккорды (и их обращения), септаккорды, мелодические линии? Как узнавать тональность и следить за последовательностью аккордов?

Какие для этого есть хорошие книги (можно по-русски или по-английски), пособия, упражнения, аппликации для смартфона, расскажите и посоветуйте!

По-английски все это вместе называется "ear training". Если я правильно понимаю, в русской традиции в музыкальной школе все это изучают в рамках предмета "сольфеджио". Это одно из самых загадочных для меня слов в русском языке. Я как-то попробовал понять, что изучают на уроках сольфеджио (ну я ж никогда не учился в музыкальной школе), и для этой цели взял книгу "Учебник сольфеджио" и раскрыл ее. Ну логичный поступок, казалось бы, правда? Увидел следующее:

sol

И так на каждой странице. Кроме всех этих нот, в книге не было НИ ОДНОГО СЛОВА. У меня было полное впечатление, что кто-то надо мной насмехается каким-то хитрым образом, а я не понимаю, каким. Я даже не мог понять, что с этим всем ДЕЛАТЬ. Играть? Попросить кого-то другого, чтобы играли, и попытаться записывать? В книге об этом не говорилось ничего. В книге вообще не говорилось НИЧЕГО. (только потом мне пришло в голову, что на самом деле, наверное, правильный ответ - "петь").

Может, есть какие-то учебники сольфеджио по-русски, которые снисходят до читателя и пытаются что-то объяснить ему словами, но мне такой не попался, увы.

По-английски зато есть всякие книги про ear training, которые вроде бы дают полезные советы, объясняют, в каком порядке что учить, как себя проверять, и какие бывают типичные проблемы и как с ними справляться. Например, вот этот учебник мне очень рекомендовали (его автор преподает в престижном музыкальном колледже Беркли). Но тут меня несколько пугает, что этот учебник пользуется системой "подвижного до" (когда в любой тональности ее ступени называются по порядку и поются до, ре, ми, фа... а не как в русской и французской традиции, где эти названия привязаны к конкретным нотам раз и навсегда). Не опасно ли пытаться учиться так, если уже привык к обычным до-ре-ми? Может, есть другие хорошие учебники, в которых используется более привычное фиксированное до?

Может, для этого дела следует найти учителя, как для фортепиано или вокала? Бывают вообще частные учителя сольфеджио/ear training, и хорошая ли это идея? Я хочу развить музыкальный слух главным образом для того, чтобы лучше играть на фортепиано, не для того, чтобы петь, например (я брал уроки вокала год назад, и мне очень понравилось, но сейчас для этого просто нет времени и сил). Мне казалось, что с правильным учебником и упражнениями это что-то, что вполне можно самостоятельно делать, но может, я неправ?

Для телефона я нашел неплохую, кажется, программу Perfect Ear, в которой есть всякие упражнения на распознание интервалов, аккордов итд. Буду с ней тренироваться, но хотелось бы все равно где-то найти какой-то общий план тренировок, какие-то подсказки-советы-указания. Да, если есть другие программы лучше (необязательно для телефона), посоветуйте.

Хочу лучше слышать, помогите советами, спасибо.
Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →