По словам сослуживцев, приказ перейти границу с Украиной пришел 11 августа. Тех, кто отказывался, командование оскорбляло, стыдило, угрожало уголовным преследованием. Все документы и телефоны приказали сдать, форму снять (все переоделись в простой камуфляж), на технике замазать опознавательные знаки и номера. На ноги и руки повязали узкие белые повязки: позже Туманова нашла в «ВКонтакте» фотографию сына с такими повязками и комментарием его сослуживца: «Это знаки опознавания свой-чужой. Сегодня на ноге, завтра на правой руке и т. д. Все, что движется без повязок, — уничтожается».
Ночью 12 августа колонна из 1200 человек зашла в Украину и днем 13-го остановилась на территории завода в городе Снежное Донецкой области в 15 километрах от границы. Машины с боеприпасами и оружием поставили очень скученно. Днем 13 августа по колонне ударили из «Градов».
- После статей о закрытых похоронах десантников люди ко мне потянулись, поверили, — говорит Лев. – Они начинают понимать последствия, понимать, куда их загоняют. Первую тысячу человек отправили 15-16 августа, вторую собирали на прошлой неделе, и они должны были уйти 29 августа. И я знаю, что поставлена задача собрать третью тысячу бойцов, но с этим уже начинаются проблемы – люди не хотят вот так погибать.
Молчание семей, в которых погибли или ранены псковские военные – это один из главных вопросов, который волнует всех. Лев рассказывает об одном бойце, лежащем сейчас в Ростове с тяжелым ранением: «Его мать пишет на своей страничке, какие «журналюги сволочи», «всё это придумано», а её сын «жив-здоров». При этом он с чудовищной кровопотерей в госпитале, у него ампутирована нога.
Новый репортаж "Псковской губернии", Льва Шлосберга и Алексея Семенова. Записи разговоров с десантниками, непосредственно участвовавшими в боевых действиях. В первом разговоре, в частности, рассказывается о бое, в котором погиб Леонид Кичаткин. Судя по некоторым особенностям разговора, это не телефон, а видео, Скайп наверное.
Голос 2: Сколько человек погибло то, б?.. Голос 1: Да до… Голос 2: Ты не знаешь вообще? Ну человек 40, 50, 100, блин? Голос 1: 80. Голос 2: Восемьдесят? Голос 1: Угу… Это вместе с Черёхой… Голос 2: Это одну роту? Голос 1: Это вместе с Черёхой, с Промежицами, всё вместе. Голос 2: Потому что слух шёл, б..., что там 140, нах... Голос 1: Да? Может быть. Голос 2: Ну это со Пскова. Голос 1: Ну не знаю, это вместе с Промежицами, Черёхой, со всеми.
Неизвестные солдаты на необъявленной войне. Еще один материал из "Псковской губернии". Рассказ о встречах с женами десантников, о нападениях на журналистов, которые ездили на кладбище.
«Когда уехал ваш муж?» - «Две недели назад… В понедельник они поехали на учения в Кислово (полигон под Псковом, рядом с Выбутами. – Авт.). В четверг он мне позвонил и сказал, что их срочно отправляют. До этого я ему позвонила и спросила: "Вас точно никуда НЕ отправляют?". Он ответил: "Точно". А через десять минут перезвонил и сказал, что пришлёт список вещей… Я собирала ему вещи. Они вечером в четверг уехали на аэродром, и в пятницу вылетели». – «Много было народу на аэродроме?» – «Пятьсот из дивизии и пятьсот из Черёхи… Он ОТТУДА звонил три дня назад, и говорил, что если что случится, чтобы я не боялась… И квартиру, и всё до копейки, всё что можно, от армии получила… Чтобы не было напрасно». – «Он сказал, где находится?» - «Он сказал, что "нас бомбят уже неделю, а завтра мы идём в наступление"». – «Это когда он сказал?» - «Двадцать пятого числа».
Почитайте - больше всего информации в последних двух ссылках, но во всех четырех ее хватает. Сайт "Псковской губернии" лежит на данный момент, я даю ссылки на копии статей в журнале автора, Льва Шлосберга.