Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

прошлое - это другая страна

Хороший американский блоггер Скотт Александр размышляет о Гегеле. Труды Гегеля в наше время вызывают такие оценки, как "скучно", "невозможно продраться", "непонятно, о чем это все и зачем это нужно" - и так думали в том числе немало знаменитых философов 20-го века: то есть речь не идет о реакции широкого читателя на любой вообще философский трактат. Те люди среди нас, которые вообще говоря обожают философские трактаты, все равно нередко не могут продраться сквозь Гегеля и не понимают, какой там заложен смысл и есть ли он вообще. Меж тем для читателей 19-го века Гегель был одним из гигантов философской мысли, если вообще не самым главным и самым важным философом.

Как объяснить эту разницу, спрашивает Скотт Александр? Может, в 19-м веке готовы были поверить любому шарлатану, придумавшему побольше запутанного жаргона - а в 20-м и 21-м мы читаем лучше и качественнее и нас так легко не провести? Или наоборот: в эпоху телевизора и твиттера мы торопимся проглотить все, что легко понять и легко усвоить, и потеряли умение читать сложные тексты и понимать сложные идеи гениального мыслителя, которые запутанными являются лишь постольку, поскольку мир - сложная штука и понять его тяжело?

Мне не стоит даже и пытаться высказать свое мнение о Гегеле. Я мало того что не читал ни одной его книги; более того, в процессе чтения интересной рецензии Роджера Кимболла на недавнюю биографию Гегеля я обнаружил, что имел о Гегеле отрицательное количество информации. Практически единственное, что я знал о Гегеле - это "тезис-антитезис-синтезис", а Кимболл рассказывает, что на самом деле это, оказывается, не из Гегеля, а из какого-то популяризатора его трудов, а сам Гегель не пользовался такой терминологией и настоящие дайхардные гегельянцы дрожат от ярости при одном ее упоминании. Так что теперь я, можно сказать, увеличил свое знание философии Гегеля с отрицательного до нуля.

Так что я воздержусь о Гегеле; но сам вопрос о том, как это: раньше им так восхищались, а теперь не понимают, почему - этот вопрос не только о Гегеле, и не только о философах, это вопрос о писателях, поэтах, педагогах... "Прошлое - другая страна, там все иначе". Меня каждый раз заново поражает, когда читаю о каком-то писателе, который при жизни был популярен, знаменит, излюблен критиками - а потом через одно или два поколения - все, его нет и никогда не было. Не просто перешел в список второстепенных, нет, вообще забыт начисто всеми, кроме литературоведов (уж эти помнят всех и навсегда). Почему, как же так? А поди пойми почему. Как-то он так писал, что для них это было хорошо и правильно, а для нас - странно и глуповато. Откроешь сейчас книгу - и только удивляешься: у "них" же в ту же самую эпоху рядом жил Толстой-Флобер-Шекспир (нужное подчеркнуть), как они могли вот это невнятное-беспомощное-невероятно-пафосное-тягуче-слащавое (нужное подчеркнуть) читать и восхищаться? А вот так. Через 50 лет кто-нибудь откроет (подставьте по желанию имя современного литературного гения) и будет так же недоумевать.

У них были другие интересы, другие вкусы, другие идеалы. Они хотели от жизни другого, надеялись на другое, боялись другого.

Я недавно прочитал хорошую историю пиратов и борьбы с ними. И там была такая интересная мысль. Оказывается, практически все наши знания о пиратах в массовой культуре (в приключенческих книгах, фильмах итд.) восходят к всего двум книгам, популярным книгам о знаменитых пиратах, которые были изданы в Англии в конце 17-го и начале 18-го веков. Авторы этих книг сами были в прошлом пиратами или общались с множеством пиратов, и в них много верной информации; но жанр этих книг требовал подробного описания всяких знаменитых пиратов, их характера, как они обращались с пленными итд. - и сейчас исследователям ясно, что многие из этих подробностей авторы просто выдумали. Так вот, в этих двух книгах совсем нет изнасилования пленных женщин, или наложниц капитанов итд., зато есть очень подробные описания свирепости пиратов, пыток пленников, разного рода казней... Почему так? Книга, которую я прочитал, объясняет, что для читателя начала 18 века телесные наказания, пытки, казни - это и была "порнуха", это было то, что его завораживало и волновало, а изнасилование - ну как-то не очень. Авторы популярных книг просто давали читателю то, чего он жаждал; но в итоге в массовую культуру вошел образ свирепого пирата, который не дает пощады пленным матросам, зато галантно обращается с женщинами.

Или вот пример. Вы слышали что-то о такой книге - "Дочь молочника"? Я, например, до сегодняшнего дня не слышал. А это была одна из самых популярных книг 19-го века. Это небольшая повесть религиозного содержания - The Dairyman's Daughter. Опубликована в 1815 году, немедленно огромная слава, переведена на все европейские языки, много миллионов проданных экземпляров. На русском языке в том же 1815 году опубликовали перевод "Дочь молочника", причем переводов было больше одного - мне попался другой перевод 1831 года под другим названием "Дочь скотника". Почти весь 19-й век была дико популярна. А потом все, как в воду канула, в 20-м и дальше никто о ней не помнит, никто не знает.

Вот какой у нее сюжет: рассказчик, англиканский пастор, получает письмо, написанное с ошибками, но полное прекрасной чистоты и смирения, от девушки, дочери местного фермера, она просит его прочитать проповедь на похоронах своей сестры. Он идет и знакомится с семьей фермера и его дочерью, которая до недавнего времени была легкомысленной, думала о мире и развлечениях, но услышала проповедь какого-то другого пастора и обратила мысли к Богу. Подробно описывается красота и сила ее веры, и как она ухаживала за умирающей от чахотки сестрой и обратила ее мысли к Богу тоже (та самая сестра, на похороны которой пришел рассказчик). Проходит несколько лет, в течение которых рассказчик иногда общается с дочерью и восхищается ее чистотой, добротой и всеми возможными христианскими добродетелями. Потом она тоже заболевает чахоткой, долго мучится (чуть ли не полтора года) и умирает, успев на смертном одре от души наговориться с рассказчиком о ее долге перед Богом и радостью перед скорой встречей с ним итд. итд. Рассказчик утешает родителей и вспоминает, какая была прекрасная девушка и сколько в ней было истинно христианской чистоты и всех других добродетелей. Конец.

Теперь понимаете, почему начиная с 20-го века эта книга как-то незаметно ушла в сторону и была совершенно забыта?

Так что мне кажется, что и с Гегелем, может быть, нечто похожее.
Tags: обо всем
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →