Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

эта странная нота

Я сейчас разучиваю прелюдию Баха в до-минор, и меня все время притягивает в ней одна странная нота. Там на протяжении 16 тактов Бах выдерживает одно и то же низкое ре в басовом регистре - это так называемая "органная педаль", когда нижняя нота баса долгое время остается одна и та же, в то время как в верхних регистрах сменяются самые разные аккорды, включая и такие, которые не сочетаются обычно с этой нотой. Так вот, 16 тактов нижняя нота баса - ре большой октавы, кроме одного из этих тактов, в котором она почему-то меняется на ми-бемоль. Причем это происходит не в середине этой последовательности, не делит ее в точности пополам, а как-то непонятно где. Да что я долго объясняю, лучше покажу:

wtf

(целиком ноты этой прелюдии можно взять здесь).

Почему именно там - ми-бемоль? Для гармонии с другим материалом в этом такте? Но вся идея органной педали в том, что нота выдерживается вопреки гармонии. Из-за диссонанса ре со следующей немедленно до-диез? Но в других тактах полным-полно сочетания этой ре с ми-бемоль в верхнем регистре, и ничего.

Я спросил у учителя на очередном уроке, он задумался и сказал, что не знает ответа. С одной стороны, эта ми звучит красиво, интересно разрушает рутину органной педали в этом месте, и можно представить, что таким был замысел Баха. С другой стороны, очень может быть, что кто-то нечетко написал ноту, или кто-то ошибся при копировании, а у Баха там была ре всю дорогу, что вполне соответствует его стилю. А потом уже найти задним числом художественные объяснения всегда можно.

Я стал искать, что нам известно об этой прелюдии. Оказалось, что она была написана для лютни, и сохранилась в единственном источнике - в бумагах Иоганна Келлнера, современника и знакомого Баха, в его записи (есть несколько произведений Баха, которые сохранились только благодаря копиям Келлнера). Манускрипт даже нашелся в сети (кстати, очень любопытно было разбирать эту запись. Например, я затормозил и долго не мог понять, что там за перевернутая F все время появляется, пока не дошло наконец, что это небрежно написанная шестнадцатая пауза: ).

Вот интересующая меня нота:



В общем, не очень похоже, чтобы это была на самом деле "ре" с небрежно начертанной линией, которая попала не туда. Не исключено, конечно, но не похоже. Но это не отменяет, конечно, возможности того, что она была небрежно написана у Баха и Келлнер неправильно понял, или просто ошибся, когда переписывал.

Я также нашел эту дискуссию по-английски, и там почерпнул следующие интересные сведения: что два самых авторитетных критических издания Баха - Bach-Gesellschaft Ausgabe конца 19-го века и Neue Bach-Ausgabe, которая выходила в свет больше 50 лет, 1954-2007 - по-разному относятся к этой ноте. В старом BGA ее оставили как ми-бемоль, зато в новом NBA исправили на ре, к сожалению, без комментариев (по-видимому). Во всех нотах, что мне попадались (правда, я не выискивал специально) там стоит ми-бемоль, так что не знаю, насколько авторитетным и общепринятым следует считать исправление в NBA. Но приятно было узнать как минимум, что не одному мне эта нота показалась странной.
Tags: музыка, фортепиано
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →