Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

о нечестном нагнетании

Я тут посмотрел "Властелина Колец" в пародийной озвучке Гоблина, лет так на 10 позже всех. Точнее, первый фильм пока посмотрел. Я думал, буду плеваться, но на самом деле понравилось. Не все смешно, но многое. Я думал, это "петросян", а оно нет. Даже глупые шутки там обычно уместны. Посмотрю остальные два тоже.

Но вот что я еще вспомнил, пока смотрел - что в этой трилогии часто встречается прием, который меня очень раздражает - когда фильм нагнетает напряжение "нечестным" путем. Я не знаю, как это точно определить, но легко показать на примере. Когда хоббиты встречают Арагорна в "Гарцующем пони", он говорит им о приближающейся опасности. После этого нам показывают, как назгулы вторгаются в Пригорье:

vlcsnap-2014-10-20-20h06m54s148

входят в "Гарцующий пони":

vlcsnap-2014-10-20-20h07m31s38

Потом нам показывают, как хоббиты мирно спят в кроватях:

vlcsnap-2014-10-20-20h07m41s103

И тут же показывают четыре кровати, и в комнату с ними входят назгулы.

vlcsnap-2014-10-20-20h07m52s225

Становятся по одному у каждой кровати, поднимают свои страшные мечи:

vlcsnap-2014-10-20-20h08m10s208

И в момент, когда меч опускается, нам показывают лицо внезапно просыпающегося Сэма:

vlcsnap-2014-10-20-20h08m34s157

Все сделано для того, чтобы зритель подумал, что назгулы пришли в комнату, где спят хоббиты, и стали их убивать. И только после того, как напряжение невозможно дальше поддерживать, мы видим, что на самом деле кровати набиты перьями, а хоббиты спят в другом потайном месте, где их укрыл Арагорн.

Почему это нагнетание "нечестное"? Потому что кадры специально подобраны так, чтобы обмануть зрителя и только зрителя. Фильм как бы ломает четвертую стену между собой и зрителем, разрушает иллюзию того, что просто рассказывает историю, "как это было". С точки зрения самой истории, с точки зрения любого стороннего наблюдателя с любой из точек зрения нет никакой причины сводить вместе кадры спящих хоббитов и кадры назгулов у кроватей.

Можно было бы нагнетать напряжение "честно". Например, просто убрать кадры спящих хоббитов в этой последовательности. Ведь если показать вторжение назгулов, как они заходят в трактир, поднимаются к комнате, становятся вкруг кроватей, поднимают мечи... все равно ведь зритель будет опасаться, что это хоббиты спят, кто ж это еще может быть. Но нет, создателям фильма этого недостаточно. Вот это я не понимаю до конца: почему? Зачем нужны еще эти "нечестные" кадры? Действительно ли тогда зрителям более страшно, сцена более эффектна, чем без них, или это просто популярный прием, и без него было бы так же хорошо? И неужели одному мне такое мешает, ведь наверняка многие зрители замечают эту "нечестность" и она им не нравится?

Хотелось бы понять, откуда взялся этот прием и когда вошел в кинематограф. Есть ли у него название, отличающее от "честного" напряжения. Мне кажется почему-то, что это недавняя относительно штука, и что например в оригинальной трилогии "Звездных войн" этого приема не было - или в других фильмах раньше 90-х. Но, может быть, я просто не помню такого или не приходит на ум.
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →