Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Categories:

фортепиано

Я продолжаю брать уроки фортепиано. Стараюсь ходить к учителю два раза в неделю, хоть это довольно тяжело сочетать со всем остальным, и нередко приходится отменять уроки.

Мне кажется, что есть определенный прогресс, но трудно судить о том, насколько значительный.

Вот три последние пьесы, которые я разучивал, с ссылками на хорошие их исполнения настоящими музыкантами:

1. "Поэтические вальсы" Энрико Гранадоса, вальс номер 3. https://www.youtube.com/watch?v=zXM3I32UzqQ#t=299 (этот вальс играет с 5:00 до 7:06)

2. Бах, 3-я прелюдия из шести маленьких прелюдий, BWV 935. https://www.youtube.com/watch?v=PUNtGG1tH9c

3. Ave Maria Шуберта в упрощенном переложении для фортепиано. https://www.youtube.com/watch?v=QEXpfNWBnAY (ноты почти как в этом исполнении, с небольшими изменениями).

Давно хочу записать, чему я учусь с моей собственной точки зрения эти последние месяцы. То есть - что я нового для себя узнал, что можно сказать словами, а не нажать пальцами. Конечно, это не значит, что все нижеописанное я научился хорошо делать - а всего лишь, что понял, что нужно над этим работать и как.

Во-первых, независимость рук. Я понял, что совершенно неправильно и наивно ее понимал. В моем понимании, независимость рук была - ну, например, правая рука играет мелодию, а левая - что угодно менее тривиальное, чем один и тот же аккорд или фиксированная последовательность аккордов. Полифоническая музыка, когда руки играют совершенно разные мелодии, это самое сложное, а если еще и в разном метре, то вообще убиться. Но так или иначе, независимость означает, что две руки ИГРАЮТ разные по смыслу/замыслу/рисунку ноты одновременно.

Это было наивным пониманием, потому что, как оказалось, независимая работа рук постоянно происходит, когда одна из них НЕ играет. Это особенно заметно при игре с педалью.

Скажем, левая рука сыграла басовую ноту, которая должна звучать пол-такта, а после нее - аккорд на две октавы выше. Правая рука весь такт играет мелодию. Сначала я просто держал левую руку на басовой ноте все время ее звучания, а когда приходило время играть аккорд, быстро туда летел рукой и не попадал. Потом до меня дошло, что это глупо, потому что басовая нота все равно держится педалью; поэтому естественное для меня движение - это плавно и медленно "лететь" левой рукой к нужному аккорду, чтобы "прилететь" как раз к тому мгновению, когда нужно его сыграть. И вот эту привычку учитель из меня безжалостно выбивал (и продолжает выбивать), все время показывая мне, что рука должна придти к следующей позиции сразу, как только она может это сделать, и быть ГОТОВОЙ заранее. Сыграл басовую ноту, педаль ее держит - и немедленно быстро (без паники) движемся в позицию аккорда, и заранее готовы его сыграть, когда время придет.

Когда я осознал в полной мере, насколько это нужно делать ВСЕ ВРЕМЯ, и насколько я вообще этого не умею, это взорвало мне мозг несколько, потому что это ведь требует темпоральной независимости рук, о которой я не подозревал. У меня в голове движется воображаемая линия времени, правая рука в лад этой линии играет свою мелодию, но левая, сыграв басовую ноту, должна теперь забежать вперед во времени и придти туда, где ей как бы совсем еще не место. Если она туда "медленно летит", это не проблема, она как бы подчиняется той же линии времени, что и правая; но мне нужно разбить это подчинение, и это оказалось охренительно тяжело. По сути дела, выходит, что каждая рука во время игры - это как бы такая независимая машина времени, которая то и дело должна прыгнуть вперед в будущее. Я этого совершенно не понимал до того, как начал заниматься с этим учителем. А он каждый урок указывает мне хотя бы раз, а то и много, что вот тут у меня рука могла быть готова раньше, а я держал ее слишком долго на нотах, которые и так поддерживались педалью. И, кстати, тут проявляется польза игры с педалью даже для начинающего ученика: педаль дает возможность "прыгать в будущее" намного чаще, и соответственно даже в простой музыке, которая играется с педалью, появляется такая необходимость намного чаще, и помогает развивать независимость рук.

Во-вторых, баланс. Необходимость и умение играть одной рукой чуть тише, чем другой - например, аккомпанимент чуть тише, чем мелодию. Это что-то, о чем я знал вообще говоря, и понимал, что мне над этим надо работать, но тоже не подозревал, насколько я этого не умею и насколько это тяжело последовательно и точно делать. По сути дела, это тоже вид независимости рук - на этот раз динамическая независимость. Сюда же следует отнести баланс внутри одной руки, когда надо уметь выделить одну ноту в аккорде более, чем другие - это я и близко еще не могу сделать в общем случае, и только чуть-чуть коснулся в одной из пьес, которые разучивал.

В-третьих, умение во время игры думать фразами, а не тактами. Выдерживать динамические оттенки (напр. плавный рост громкости) на протяжении целой фразы как одного целого. Мне свойственно думать тактами, и закончив один такт, как бы поставить в уме галочку, и вот теперь начинаем следующий. Из-за этого у меня не получается часто убедительно построить фразу, даже если я технически могу это сделать (что тоже не всегда); или, например, фраза заканчивается на небольшом диминуэндо, но ее последняя нота открывает новый такт, так что я радостно, увидев новый такт, луплю по ней посильнее.

Как-то вот так.
Tags: фортепиано
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments