книги: задача трех тел
刘慈欣, 三体
Liu Cixin, "The Three-Body Problem"
Она же: Цысинь Лю, "Задача трех тел", но русского перевода нет, я читал ее в английском переводе по ссылке выше.
Роман китайского фантаста, очень популярного на родине. В английском переводе роман номинирован в этом году на премию "Хьюго" и в прошлом на "Небьюлу".
Гм. Нелегко придумать, как рассказать об этом романе без спойлеров. Действие начинается в Китае 1960-х годов, в разгар культурной революции, и героиня этой части романа, молодая студентка, испытывает немало ужасов того времени, и после разных перипетий попадает на секретную военную базу, которая занимается исследованиями неясного толка с огромным радиотелескопом.
Затем мы прыгаем в наше время, и второй герой романа, физик-нанотехнолог, испытывает на себе очень странные явления, которые, похоже, в последние годы заставили отказаться от науки или вообще покончить жизнь самоубийством многих ученых во всем мире (русскоязычные читатели немедленно вспоминают "За миллиард лет до конца света" Стругацких). Армии и разведки ведущих стран мира объединили свои усилия, пытаясь понять, что происходит, но пока что они нашли только возможную связь с таинственной организацией, члены которой все время играют в компьютерную игру "Задача трех тел". Герой тоже присоединяется к этой игре и одновременно пытается осмыслить странные, почти сверхъестественные события, которые происходят вокруг него.
Постепенно читателю узнает, чем занималась секретная база, и как это связано с преследованием ученых и науки в наше время, и при чем тут компьютерная игра. К концу романа читатель знает, что произошло, и что ждет человечество в будущем - конфликт прояснен, но отнюдь не разрешен, и этим занимаются оставшиеся два романа трилогии (пока не изданные по-английски, но в пути, как я понимаю).
Это "твердая" научная фантастика; в основе романа лежат несколько отличных идей, сочетающихся нетривиальным образом, и вообще это литература идей. С этой стороны мне все или почти все очень понравилось. Одновременно автор стремится показать сложных героев, психологический реализм их поступков и мыслей, итд. Это у него хорошо выходит в прошлом, в первой части книги, и не очень в современной части. И это подводит меня к основной проблеме романа: плохо проработанному информационному сюжету. Под информационным сюжетом (плохой термин, надо что-то лучше) я подразумеваю то, как внутри мира романа организован и мотивирован поток информации: что нет очевидных инфодампов, что такое-то поведение персонажа действительно оправдано тем, что он знает и понимает на данный момент по сюжету, а не тем, что нужно сообщить что-то читателю, итд. Все это не то чтобы ужасно, но слабо, постоянно натыкаешься на дырки в мотивации. Скажем, есть тайная организация, в которую ЦРУ и китайская разведка и все остальные годами не могут проникнуть, а потом герою это удается настолько легко, что просто не верится в это. Потому что в одном месте сюжета автору надо было, чтобы разведки и армии долго тряслись от страха, но никак не могли понять, что происходит, а в другом - ввести героя побыстрее туда, и он просто не придумал лучше. И вот такого слишком много. Мне кажется, что многие читатели с удовольствием прочитают всю книгу, не обратив особого внимания на такое. Но мне мешает и во многом испортило впечатление от книги. Я все равно ее, пожалуй, рекомендую любителям "твердой" фантастики, но совершенным или даже блестящим романом не назову. Оценка 5/6.
Liu Cixin, "The Three-Body Problem"
Она же: Цысинь Лю, "Задача трех тел", но русского перевода нет, я читал ее в английском переводе по ссылке выше.
Роман китайского фантаста, очень популярного на родине. В английском переводе роман номинирован в этом году на премию "Хьюго" и в прошлом на "Небьюлу".
Гм. Нелегко придумать, как рассказать об этом романе без спойлеров. Действие начинается в Китае 1960-х годов, в разгар культурной революции, и героиня этой части романа, молодая студентка, испытывает немало ужасов того времени, и после разных перипетий попадает на секретную военную базу, которая занимается исследованиями неясного толка с огромным радиотелескопом.
Затем мы прыгаем в наше время, и второй герой романа, физик-нанотехнолог, испытывает на себе очень странные явления, которые, похоже, в последние годы заставили отказаться от науки или вообще покончить жизнь самоубийством многих ученых во всем мире (русскоязычные читатели немедленно вспоминают "За миллиард лет до конца света" Стругацких). Армии и разведки ведущих стран мира объединили свои усилия, пытаясь понять, что происходит, но пока что они нашли только возможную связь с таинственной организацией, члены которой все время играют в компьютерную игру "Задача трех тел". Герой тоже присоединяется к этой игре и одновременно пытается осмыслить странные, почти сверхъестественные события, которые происходят вокруг него.
Постепенно читателю узнает, чем занималась секретная база, и как это связано с преследованием ученых и науки в наше время, и при чем тут компьютерная игра. К концу романа читатель знает, что произошло, и что ждет человечество в будущем - конфликт прояснен, но отнюдь не разрешен, и этим занимаются оставшиеся два романа трилогии (пока не изданные по-английски, но в пути, как я понимаю).
Это "твердая" научная фантастика; в основе романа лежат несколько отличных идей, сочетающихся нетривиальным образом, и вообще это литература идей. С этой стороны мне все или почти все очень понравилось. Одновременно автор стремится показать сложных героев, психологический реализм их поступков и мыслей, итд. Это у него хорошо выходит в прошлом, в первой части книги, и не очень в современной части. И это подводит меня к основной проблеме романа: плохо проработанному информационному сюжету. Под информационным сюжетом (плохой термин, надо что-то лучше) я подразумеваю то, как внутри мира романа организован и мотивирован поток информации: что нет очевидных инфодампов, что такое-то поведение персонажа действительно оправдано тем, что он знает и понимает на данный момент по сюжету, а не тем, что нужно сообщить что-то читателю, итд. Все это не то чтобы ужасно, но слабо, постоянно натыкаешься на дырки в мотивации. Скажем, есть тайная организация, в которую ЦРУ и китайская разведка и все остальные годами не могут проникнуть, а потом герою это удается настолько легко, что просто не верится в это. Потому что в одном месте сюжета автору надо было, чтобы разведки и армии долго тряслись от страха, но никак не могли понять, что происходит, а в другом - ввести героя побыстрее туда, и он просто не придумал лучше. И вот такого слишком много. Мне кажется, что многие читатели с удовольствием прочитают всю книгу, не обратив особого внимания на такое. Но мне мешает и во многом испортило впечатление от книги. Я все равно ее, пожалуй, рекомендую любителям "твердой" фантастики, но совершенным или даже блестящим романом не назову. Оценка 5/6.