?

Log in

No account? Create an account
прелюдия - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

прелюдия [июл. 19, 2015|01:19 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

С учителем я в последнее время разучиваю прелюдию Баха в до-миноре, уже довольно долго на самом деле. Подустал.


Сегодня я сидел и долго вспоминал, что я умел играть и как примерно год назад, и как это можно сравнить с тем, что сейчас. Что-то я научился делать лучше, несомненно, но интереснее и важнее понять, в чем я совсем или почти совсем не продвинулся. И я понял, что самое очевидное в этом смысле - это умение играть, следя за нотной записью. У меня с этим очень плохо, и ладно бы что плохо - такое ощущение, что не становится лучше со временем.

Попытаюсь определить это точнее. Вот три способа сыграть одно и то же произведение или отрывок:

1) Полностью выучив его, играть, не глядя на нотную запись вообще. Только если забыл в каком-то месте, или ошибся так, что совсем сбился и не понимаешь, как продолжать - тогда находишь это место в нотах, вспоминаешь, что дальше, и продолжаешь играть без них.

2) Выучив произведение целиком или почти целиком, тем не менее играть, глядя в основном на ноты, а также на клавиши, когда нужно проконтролировать нетривиальные движения пальцев. Следить за нотами во время игры, все время понимая, слыша, где именно то, что играешь, находится в записи, и что идет в записи дальше.

3) Не зная произведение вообще или может совсем чуть-чуть, играть целиком по нотной записи. Это называют чтением с листа, или sight-reading по-английски.

Моя проблема в том, что по гамбургскому счету я умею только 1). А учитель снова и снова побуждает меня стремиться к 2), чтобы (как я полагаю) лучше, быстрее, интуитивнее была связь между знаком на бумаге, звуком и клавишей. А у меня эта связь работает полноценно между всеми тремя частями только ОЧЕНЬ медленно и неуверенно. Когда я начинаю помнить произведение лучше и играть его быстрее, увереннее, без задержек между тактами - нотная запись не успевает за пальцами и слухом. Как если бы... глупая аналогия, но как если бы между звуком и клавишами у меня был быстрый интернет, а между нотами и всем остальным - только медленная модемная связь. И никак эта пропускная способность не увеличивается. Причем это не вопрос распознавания нот - с этим уже вроде все в порядке, я мгновенно узнаю все ноты в обеих ключах - но переход от этого мгновенного узнавания к игре все равно слишком медленный и главное неравномерный, я теряюсь, путаюсь и не могу.

Я понял сегодня, что я в какой-то степени себя обманывал на эту тему, потому что развил в себе нечто вроде промежуточного режима между 1) и 2): когда я играю, как бы глядя на ноты, а не на клавиши. Но при этом то, что происходит, это я все равно играю саму музыку по памяти, звуковой и тактильной, а нотную запись не успеваю одновременно "обработать". Мои глаза, возможно, движутся медленно вдоль записи, но активного восприятия нот одновременно с игрой нет; если я ошибусь в каком-то месте, мне все равно придется искать, где же я на самом деле в нотах. Так что вот этот обманчивый режим - это на самом деле то же самое 1), и за прошедший год у меня, кажется, ноль улучшения в этом. Что, в общем, огорчает. И то, что не продвинулся, и то, что обманывал себя в этом.

Собственно чтение с листа, т.е. 3), у меня конечно еще хуже. Я могу сыграть что-то незнакомое в две руки в медленном темпе, но это должно быть что-то очень простое, буквально из детского репертуара первого полугода обучения, что-то в этом роде. Это меня не то чтобы сильно огорчает: я бы хотел улучшить это умение, но для меня это не так важно, как продвинуться в игре вообще. Вопрос в другом: не является ли тренировка 3) хорошим способом улучшить свое 2), т.е. не следует ли мне усердно заниматься чтением с листа, пусть даже простых вещей, намного более простых, чем я обычно играю, чтобы лучше уметь играть вместе с нотами вещи сложнее? Мой учитель считает, что скорее просто следует стараться практиковать 2), но непохоже, что у меня это получается. Стратегия "просто играй, глядя на ноты и активно следуя им", похоже, не работает, потому что в итоге за год таких попыток я всего лишь придумал способ делать это понарошку. Других идей, как улучшать это, кроме как практиковать именно игру с листа (где "понарошку" сработать не может, потому что я эти ноты вижу впервые) у меня нет. Если у знающих людей есть советы в этой области, поделитесь.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
From: uwithoutme
2015-07-18 11:32 pm
Я на более раннем этапе, но уже ощущаю ту же проблему.

Решение обычное, судя по всему: взять что-то неизученное либо просто ноты в разброс и медленно, методично и внимательно (=сознательно) играть. Смотрим ноту, распознаем, играем. Большинство проблем решаются именно так - медленной и сознательно контролируемой игрой.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alenaroo
2015-07-18 11:49 pm
А вы когда начинаете знакомиться с произведением, сначала одну руку разбираете, потом вторую? Мне значительно проще всегда было играть по нотам одной рукой, потом отработать вторую, потом вместе. Интересно, что у вас навык чтения книг явно очень сильно развит, а с музыкой у вас отношения скорее от инструмента к нотам, а не наоборот. Мне кажется, может помочь еще работа с нотами без инструмента - например, напевать мелодию, читая ноты. Сольфеджио, в общем, должно помочь - интересно, что я об этом не задумывалась, когда сама была в музыкальной школе, но ведь явно это помогло (увидев ноты я автоматически стала в голове проигрывать мелодию для правой руки).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2015-07-19 10:16 pm
Да, разбираю две руки отдельно. Но насчет того, как скоро следует их соединять, есть разные мнения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rrrr
2015-07-18 11:59 pm
Забавно, я по этой прелюдии (и еще нескольким оттуда же) само-учился играть на флейте в свое время. Естественно - только "правую руку". Я это делал так: сначала слушал запись и читал, пока не начал успевать; потом читал "про себя", в таком темпе чтобы получалось связно, возвращаясь к началу после каждой ошибки; потом так же - каждый раз сначала до первой ошибки уже на инструменте.
(Ответить) (Thread)
From: tr1gger
2015-07-19 12:28 am
Мне кажется это похоже на тото, как люди вообще думают. Одни складывают в уме числа одним способом, другие -- по-другому. И не факт, что кого-то из них нужно переучивать.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: slavka
2015-07-19 01:08 am
насколько я слышал, в средневековье были поxожие проблемы с обычным чтением - целью процесса было научить учеников читать текст с листа - а они, шельмы, ленились и норовили выучить текст наизусть
(Ответить) (Thread)
From: ocean4one
2015-07-19 04:11 am
выучивание музыкального произведения для фортепиано начинается с разучивания партии для каждой руки по нотам, потом вместе, потом выучивание всего наизусть и уже потом доводка... без нот.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
From: ocean4one
2015-07-19 04:34 am
Если делать из чада Святослава Рихтера, то может конечно и не получиться, гений он везде гений. В действительности ОЧЕНЬ МНОГО времени нужно провести за инструментом чтобы сносно читать с листа. В советской муз школе требование было на количество часов в день проведенных за инструментом. 7 лет обучения. Начиналось с часа в день для 6-ти летних, и 4-6 часов в день для выпускников. Это не та наука, где нужно анализировать, это то которое оттачиватся часами ежедневной практики. 2.5 года это очень мало.
Может конечно достаточно чтобы осознать что не мое.

Можно конечно окольными путями, если ребенок "горит" то пжалуста, вот тебе "в траве сидел кузнечик" и вероятность, при определноом раскладе звезд, что ребенок перекинется на джаз вполне есть.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ocean4one
2015-07-19 03:56 am
галубчик, (это как меня моя муз училка называла), а сколько часов вы провели за инструментом в день с нашего последнего урока?
Уроков было два в неделю, а домашней работы два часа в день с пн по пт и 4, а лучше 6 часов в день по выходным,... вот тогда и будет толк, и чтение с листа, и скорость, и ускорения и тыды.
Хорошо играть, это не теория, или её аналиЗ, - это практика и еще раз практика.... МНОГО ПРАКТИКИ
(Ответить) (Thread)
From: smirnovadmin
2015-07-19 08:25 am
Если человек поздно начал, то даже часы практики ему могут не помочь к сожалению.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: lenamarkova
2015-07-19 05:58 am
Нужна практика чтения с листа, этим занимаются отдельно, дополнительно к основным произведениям, которые вы разучиваете. Возьмите более простые пьески и играйте их с листа. Сложно? Возьмите ещё более простые.
Прежде чем начать играть пьесу, пробегите её всю глазами, проанализируйте все сложные моменты. Читайте с листа в медленном темпе, но старайтесь сделать это как можно более правильно и мелодично. Старайтесь приучить себя читать одновременно обе руки, выхватывать из муз текста смысловые блоки, и играя текущий такт смотреть и успевать анализировать такт-два вперед.
Более же сложные вещи учите наизусть и развивайте на них технику, иначе читать с листа будет "нечем": пальцы и голова не будут готовы к написанному тексту. Как уже выше написали, чтобы сносно играть сложные произведения, да ещё и с листа, в муз школе дети действительно занимаются минимум по часу в день специальностью, а ведь есть ещё и другие предметы, такие как сольфеджио, например, ансамблевая игра и др. Успехов!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lenamarkova
2015-07-19 06:09 am
У вас сейчас пока нарабатывается связь вижу-понимаю ноту- играю, которая с практикой сократится до вижу-играю, так же, как вы ходите и не задумываетесь о том, какую ногу как поднять, куда опустить и как удержать равновесие, вы просто смотрите на дорогу перед собой и анализируете ямы, кочки, поверхность и тд. То же самое будет и с игрой, но нужно время, и не просто время, а потраченное на занятия. =)
Кроме этого, одновременно происходит выработка координации левой и правой рук, играющих одновременно разные ноты, ритмические рисунки, легато-стаккато, развивается способность слышать и одновременно вести два-три голоса, и т.д. и т.п. Чем больше играете, тем лучше будет получаться.
Когда играет хороший пианист, и его пальцы порхают по клавишам, то кажется, что играть на фортепиано очень легко, как делать нечего научиться, однако за этим всегда стоит колоссальный труд. Со временем становится легче, да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ztarlitz
2015-07-19 06:36 am
Здесь, конечно, нужна практика. При том не размазаная во времени, а очень интенсивная. По несколько часов в день.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2015-07-19 06:42 am
Ну, Вам уже все написали: 2) и 3) для многих ОЧЕНЬ сложно, зачастую люди поначалу не понимают, как это вообще физически воможно (так же, как, например, умение слушать одновременно оба голоса), 2.5 года это мало, нужно упражняться, упражняться, упражняться... У меня дети мучались, годами это было для них самое сложное, предпочитали выучивать наизусть и притворялись, что играют по нотам. Наверно, во взрослом возрасте еще сложнее.

Думаю, тренировать именно чтение с листа - да, полезно и поможет делу. И по сути хочу только добавить, что в Америке есть специальные сборники для чтения с листа, всех уровней, там специальные такие "пьески" на 2-3 строчки, много-много. И надо изо дня в день тренироваться, и в конце концов будет эффект. Наверняка и в Израиле можно такие сборники купить.
(Ответить) (Thread)
From: smirnovadmin
2015-07-19 08:30 am
Если ребенку нужны годы, то поздно начавшему взрослому десятилетия, которых в даже теоретически у него нет ибо с каждым годом он параллельно стареет и теряет. А после нескольких бесплодных лет может вообще прийти к разочарованию. Не боитесь давать совет, который может оказаться тупиковым?

(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: microcell
2015-07-19 07:18 am
Ха, я по нотам даже и не пробую пока ещё. Табы - наше всё.
(Ответить) (Thread)
From: huzhepidarasa
2015-07-19 05:59 pm
Табы — зло, учите ноты, это не так уж трудно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: viesel
2015-07-19 08:32 am
Я думаю, что всё нормально. Просто обычно люди, начинающие учиться музыке, проходят это в пять-шесть лет и не могут еще отрефлексирвать свои страдания.
(Ответить) (Thread)
From: smirnovadmin
2015-07-19 08:37 am
Сколько я не встречал подобных вопросов - все они остались без конкретного совета. По-видимому его просто нет. Хотя спросите здесь

http://farbys.livejournal.com/255621.html

Преподаватель там имеет дело со взрослыми, да и дискуссия там на тему позднего начала.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: phoonzang
2015-07-19 09:53 am
у меня на третьем году обучения та же проблема — гораздо легче разучить вещь наизусть, чем играть и читать параллельно
(Ответить) (Thread)
From: ocean4one
2015-07-20 11:06 pm
можен вам увеличить количество изучаемого?
увеличить и усложнить?
Я не помню чтобы меня обучали "чтению с листа" помню тестировали, это да, но специально не учили. Зачем? В чем смысл? Учат игре.
Чтение приходит само
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: tahbka
2015-07-19 10:48 am
Смотрю на ноты... это же не из хорошо темпрированного клавира, да? Или из него? А если не из него, то сколько же прелюдий этот псих написал!??!! Аааааа, зачем у Баха столько нот?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2015-07-19 10:50 am
(Ответить) (Parent) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>