Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

прелюдия

С учителем я в последнее время разучиваю прелюдию Баха в до-миноре, уже довольно долго на самом деле. Подустал.


Сегодня я сидел и долго вспоминал, что я умел играть и как примерно год назад, и как это можно сравнить с тем, что сейчас. Что-то я научился делать лучше, несомненно, но интереснее и важнее понять, в чем я совсем или почти совсем не продвинулся. И я понял, что самое очевидное в этом смысле - это умение играть, следя за нотной записью. У меня с этим очень плохо, и ладно бы что плохо - такое ощущение, что не становится лучше со временем.

Попытаюсь определить это точнее. Вот три способа сыграть одно и то же произведение или отрывок:

1) Полностью выучив его, играть, не глядя на нотную запись вообще. Только если забыл в каком-то месте, или ошибся так, что совсем сбился и не понимаешь, как продолжать - тогда находишь это место в нотах, вспоминаешь, что дальше, и продолжаешь играть без них.

2) Выучив произведение целиком или почти целиком, тем не менее играть, глядя в основном на ноты, а также на клавиши, когда нужно проконтролировать нетривиальные движения пальцев. Следить за нотами во время игры, все время понимая, слыша, где именно то, что играешь, находится в записи, и что идет в записи дальше.

3) Не зная произведение вообще или может совсем чуть-чуть, играть целиком по нотной записи. Это называют чтением с листа, или sight-reading по-английски.

Моя проблема в том, что по гамбургскому счету я умею только 1). А учитель снова и снова побуждает меня стремиться к 2), чтобы (как я полагаю) лучше, быстрее, интуитивнее была связь между знаком на бумаге, звуком и клавишей. А у меня эта связь работает полноценно между всеми тремя частями только ОЧЕНЬ медленно и неуверенно. Когда я начинаю помнить произведение лучше и играть его быстрее, увереннее, без задержек между тактами - нотная запись не успевает за пальцами и слухом. Как если бы... глупая аналогия, но как если бы между звуком и клавишами у меня был быстрый интернет, а между нотами и всем остальным - только медленная модемная связь. И никак эта пропускная способность не увеличивается. Причем это не вопрос распознавания нот - с этим уже вроде все в порядке, я мгновенно узнаю все ноты в обеих ключах - но переход от этого мгновенного узнавания к игре все равно слишком медленный и главное неравномерный, я теряюсь, путаюсь и не могу.

Я понял сегодня, что я в какой-то степени себя обманывал на эту тему, потому что развил в себе нечто вроде промежуточного режима между 1) и 2): когда я играю, как бы глядя на ноты, а не на клавиши. Но при этом то, что происходит, это я все равно играю саму музыку по памяти, звуковой и тактильной, а нотную запись не успеваю одновременно "обработать". Мои глаза, возможно, движутся медленно вдоль записи, но активного восприятия нот одновременно с игрой нет; если я ошибусь в каком-то месте, мне все равно придется искать, где же я на самом деле в нотах. Так что вот этот обманчивый режим - это на самом деле то же самое 1), и за прошедший год у меня, кажется, ноль улучшения в этом. Что, в общем, огорчает. И то, что не продвинулся, и то, что обманывал себя в этом.

Собственно чтение с листа, т.е. 3), у меня конечно еще хуже. Я могу сыграть что-то незнакомое в две руки в медленном темпе, но это должно быть что-то очень простое, буквально из детского репертуара первого полугода обучения, что-то в этом роде. Это меня не то чтобы сильно огорчает: я бы хотел улучшить это умение, но для меня это не так важно, как продвинуться в игре вообще. Вопрос в другом: не является ли тренировка 3) хорошим способом улучшить свое 2), т.е. не следует ли мне усердно заниматься чтением с листа, пусть даже простых вещей, намного более простых, чем я обычно играю, чтобы лучше уметь играть вместе с нотами вещи сложнее? Мой учитель считает, что скорее просто следует стараться практиковать 2), но непохоже, что у меня это получается. Стратегия "просто играй, глядя на ноты и активно следуя им", похоже, не работает, потому что в итоге за год таких попыток я всего лишь придумал способ делать это понарошку. Других идей, как улучшать это, кроме как практиковать именно игру с листа (где "понарошку" сработать не может, потому что я эти ноты вижу впервые) у меня нет. Если у знающих людей есть советы в этой области, поделитесь.
Tags: фортепиано
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →