Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

импровизация и платформа

Вот я нашел версию с русскими субтитрами одной очень интересной сцены в жанре импровизации. Меня эта сцена восхищает и я ее время от времени пересматриваю. Но, мне кажется, человеку, который незнаком с этим жанром и сам никогда не пробовал, нелегко понять, что в этом такого уж потрясающего (я ниже попытаюсь объяснить). Попробуйте посмотреть и судите сами. Можно смело начинать где-то с 01:30. Самое главное тут - первые четыре минуты (начиная с 01:30). Помните, что актеры разыгрывают полностью импровизированную сценку - они ничего не репетировали и ни о чем не договаривались заранее.



Теперь попробую объяснить, что особого в этой сцене.

В импровизации есть понятие "платформы". Платформа - это "кто, что и где": кто эти люди, что они делают и где они этим занимаются. В отличие от театра, участники импровизационной сценки не знают, когда они начинают ее, кто они такие (как их зовут, профессия, если это важно, кем они друг другу приходятся - знакомые, друзья, супруги, братья, случайные прохожие...), не знают, что они делают в начале сцены, и не знают, где все это происходит. Иногда часть платформы задается условиями игры или сцены - например, у аудитории просят: назовите какое-то место или какие отношения между людьми, и сразу с этого начинают. Но это всегда только часть.

"Установить платформу" значит сделать так, чтобы у участников создалось общее понимание всего этого, и импровизаторы специально над этим работают, потому что это должно выглядеть убедительно: если сказать что-то вроде "Здравствуйте, я тут принес вам отчеты, которые вы просили, ведь вы же мой начальник", то это будет глупо и эффект пропадет. Но с другой стороны, это делают быстро, обычно в первые секунды сцены, иначе актеры по-разному понимают (или не понимают), кто они такие и что происходит, и почти невозможно вести себя осмысленно и гармонично. Одно из главных умений импровизатора - немедленно "принять" любой намек на платформу своего партнера по сцене. Если ко мне обращаются по имени, то теперь я знаю, что это мое имя. Если я задаю стандартный вопрос официанта, то все понимают, что мы в кафе или ресторане, итд. Если все вышло на "отлично", то аудитория увидела совершенно естественные диалог и поведение актеров, как будто они заранее знали, кто они, где они, и что будут говорить - но при этом аудитория понимает, что это не так. Если нет этого "понимает, что это не так", то непонятно, что тут такого особенного - ну хорошо, несколько актеров убедительно сыграли интересную или смешную сценку.

В этом видео актеры, весьма известные в этом жанре, делают нечто весьма редкое - они очень долго, больше трех минут (это вечность! вечность!) не устанавливают платформу. На отметке в 01:40, когда они просто стоят и смотрят друг на друга, они не знают о своих персонажах вообще ничего, и постепенно вводят один за другим, мало помалу, эмоциональные и фактические подробности. При этом самое главное - в чем состоит конфликт? что происходит? - раскрывается в 05:00, когда зритель наконец понимает следующее: они оба работники компании, и оба играют в любительской лиге по софтболу (упрощенный вариант бейсбола), где команды составляются по месту работы (довольно частая практика в Америке). Один из них только что наорал на начальника, который хочет занимать ключевую позицию на поле, хотя плохо играет - и теперь опасается, что его уволят, а второй сам бы никогда на такое не решился, и его поддерживает и поддакивает.

В свете этой платформы весь предыдущий диалог актеров, их поведение, жесты, тон речи - все совершенно логично и аутентично, как будто заранее разыгрывалась именно такая сценка; но на самом деле все это вводилось постепенно. Если смотреть внимательно, то видишь, как все время один из них вносит какую-то новую деталь, а второй немедленно подхватывает и укореняет, добавлят еще что-то к ней. Первый говорит (02:35): "я даже здесь слышал этот крик", а второй подхватывает и уточняет: это он высказывал, что у него наболело на душе, потому что такой он человек итд. Еще неизвестно, на кого он кричал и почему, но еще через несколько секунд становится понято, что это был один человек, потом - что начальник, но такой, к которому кричавший относится с пренебрежением. До самого конца неизвестно, почему он кричал на начальника и в чем состоял его идеализм, и можно это разрешить сотней разных способов, и только в 05:00 они выбирают один из них. Все это выглядит естественно и непринужденно, но на самом деле это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО. Оба актера держат в голове развивающееся понимание платформы и мириады еще не "обрубленных" возможностей продолжения, и с огромным вниманием друг к другу уточняют и развивают его дальше. Они ни на секунду не выходят из образа, который по сути еще не существует и создается ими из ничего в эти самые секунды. Когда я в первый раз смотрел, у меня мурашки по коже просто шли при мысли о том, как это тяжело, и как круто. Когда я что-то такое делаю, то если у меня за 5-10 секунд нет платформы, то это все, сцена идет под откос невзирая на все мои усилия. Эти 3 минуты 20 секунд - что-то невероятное.
Tags: импровизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments