Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

вибрато

Из монографии Б.М.Теплова "Психология музыкальных способностей":

"Воспользовавшись певцом, умевшим петь как с вибрато, так и без него, Метфессель произвёл следующий любопытный опыт. Он предложил опытному профессиональному учителю пения прослушать пение этого певца сначала без вибрато, затем с вибрато, и после этого описать, в чём заключалось различие звучания в двух последовательных исполнениях. Учитель, конечно, не был осведомлен ни о факте вибрато, ни о смысле опыта. «Во втором случае звук гораздо лучшего тембра»,— ответил он. Никаких вибраций голоса он не отметил. Этот результат был подтверждён другими опытами: непосвящённые слушатели всегда описывали изменение в звуке в результате вибрато как изменение тембра, а не как колебания по высоте и интенсивности. Правда, при специальной тренировке можно научиться выслушивать колебания, образующие вибрато."

Меня так поразило это описание, что я тут же бросился искать примеры одного и того же голоса с вибрато и без, и вообще больше читать о вибрато. В результате я осознал, что совершенно неправильно понимал, что такое вибрато.

Я думал, что вибрато - это ну как Уитни Хьюстон в "Телохранителе". Или как певцы восточной музыки в Израиле. В общем, очень заметная и значительная вибрация голоса ради эффекта. А оказывается, это называют "поп-вибрато" или "ложное вибрато". А настоящее вибрато, везде пишут, возникает "само по себе" при правильной технике пения, и не требует от певца сознательно варьировать голосом высоту звука. И действительно, видимо, не воспринимается при прослушивании как вибрация, а скорее как богатый тембр голоса.

Вот в этом видео (спасибо sleeping_death за помощь с его компиляцией) есть два типичных примера. Певицы специально для демонстрации начинают в чистом тоне, а потом переходят в вибрато:



Вот интересная подробная статья по-английски про вибрато и разные виды "ложного вибрато". Я также прочитал отдел про вибрато в сборнике The Psychology of Music (ed. Diana Deutsch), и там примерно то же самое пишут, еще с кучей научных подробностей про измерения частот.

Теплов пишет еще в своей монографии, что исследователи обнаружили в голосах известных певцов, что на протяжении 95% длительности звучания голоса они пользуются вибрато (правда, его книга вышла в 1947 году; в современной рок- и поп-музыке, похоже, певцы часто поют без вибрато, хотя часто и с ним). Причем это не "просто так само по себе" - у людей, которые не учились никогда пению, тот же показатель равен 25%. Я попробовал вслушаться в знакомые голоса певцов, и да, действительно, они все поют вибрато. Окуджава в "Виноградной косточке", Гребенщиков в "Городе золотом", Щербаков в "О город слез..." и Алла Пугачева в "А знаешь, все еще будет" - все поют вибрато. Это не просто (не только) тембр голоса, это именно вибрирование по высоте, если специально прислушиваться, чего я, видимо, никогда до сих пор не делал. Я ощущаю себя почти как тот герой Мольера, что с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой - только я это узнал о всем остальном мире.

(и все равно, возвращаясь к цитате в начале записи, кажется странным - неужели учитель пения не отметил, что разница между двумя исполнениями в наличии/отсутствии вибрато? Уж если кто-то должен это заметить, то учителю пения полагается, разве нет?)
Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →