Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

о чем эта музыка

Читал о чешском композиторе Зденеке Фибихе, который умер в 1900г. Он автор произведения, которое я очень люблю играть, но в очень упрощенной аранжировке, называется обычно "Поэма". Вот его исполнение в "настоящей" оригинальной версии: https://youtu.be/rRJw3kKSg9k?t=30s

Я это послушал и посмотрел на ноты (есть на imslp.org), и ужаснулся немного тому, как моя упрощенная аранжировка сильно отличается от оригинала - я-то думал, наивно, там просто упростили аккорды, убрали всякие сложные орнаменты и все - а нет. То, что транспонировали из ре-бемоль-мажора в до-мажор как раз мелочь в сравнении с тем, что и мелодия чуть другая, и добавили целый финал, которого в оригинале просто нет (там музыка словно повисает в воздухе). Как-то обидно даже. Пустышка итд.

Да, а у композитора Зденека Фибиха был роман с ученицей, эмансипированной девушкой конца 19 века по имени Анежка Шульцова. Роман длился восемь лет, а потом Фибих умер от воспаления легких. Пока роман длился, он написал целый огромный цикл из небольших пьес для фортепиано, посвященный Анежке и их роману. Точнее, это был такой "фортепианный дневник", в который на протяжении нескольких лет он постоянно записывал новые пьесы, и в итоге 352 из них были опубликованы. И вот та, которую я люблю - это одна из этих трехста пятидесяти двух.

А еще в 19-м веке была очень популярна программная музыка, т.е. конкретное описание - иногда в виде названия, иногда подробнее - того, "о чем" это. И в своем дневнике Фибих почти всем пьесам давал конкретные названия. Иногда это в честь какого-то дня, типа совместная экскурсия куда-то, или "первый визит к родителям Анежки". С другой стороны, многие десятки названий просто соответствуют анатомии возлюбленной - скажем, "родинки на шее", или "спящая Анежка", или "подмышки", "зубы", язык", "ноготь на мизинце", или "груди", наконец. В официальном издании пьес этих названий не было, но лет через 20 после его смерти прилежные исследователи раскопали и опубликовали. Правда, они все равно немножко смущались, поэтому дальше грудей не пошли, а вроде бы было и дальше, но теперь уж не разобрать, потому что манускрипт испорчен временем. В общем, названия многих из пьес до нас не дошли, и можно теперь лишь гадать.

Я купил альбом, на котором есть исполнения 40 из этих 352 пьес (я бы купил и полный набор, настолько это меня зацепило, но его просто не существует, кажется). В том числе и "моя" 139-я. И перечислены названия этих сорока - тех, что известны - оттуда я знаю, собственно, про "родинки на шее" и все остальные примеры.

И я, конечно, первым делом пошел смотреть, про что на самом деле эта самая "Поэма", которую я так люблю.

Ну тут я соврал, понятно - первым делом я пошел слушать "груди". Но сразу после этого я пошел смотреть, про что на самом деле эта "Поэма", которую я так люблю. Мне очень любопытно было, про какую часть анатомии или позу или событие или еще что.

И что же, оказалось, что эта пьеса посвящена прекрасным тихим вечерам, которые Фибих в компании Анежки и ее родителей проводил на каком-то там острове теплой апрельской весной какого-то года.

А я-то думал.

Но все равно очень нравится.
Tags: музыка, фортепиано
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments