?

Log in

No account? Create an account
(де)мотиватор и музыкальные экзамены - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

(де)мотиватор и музыкальные экзамены [июн. 2, 2017|03:17 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Мне редко нравятся картинки-демотиваторы, но вот эта, от soltem, просто в самое сердце:



"Найдите то, что вы любите,
напридумайте своих фантазий,
ничего не делайте,
игнорируйте
и затем пусть оно умрёт"

(я недавно опять начал брать уроки игры на фортепиано, после долгого перерыва)

Юзера soltem, кстати, очень рекомендую читать всем, кому интересна игра на фортепиано, и особенно изучение во взрослом возрасте. Он собрал большое количество полезных советов и дискуссий с нескольких англоязычных форумов и перевел на русский - все опубликовано в его журнале, полный список в верхней записи. На мой взгляд, это уникальная коллекция, благодаря вдумчивому отбору.

Кажется странным, что для изучения чего-то может оказаться уникально полезным набор советов с интернет-форумов, но с обучением игре на фортепиано это действительно так. Книги по технике и педагогике фортепиано существуют, и среди них есть хорошие, но они обычно адресованы учителям, а не взрослым ученикам. Конечно, учиться игре следует с учителем, а не без, но опыт показывает, что разброс по качеству учителей совершенно чудовищный, а ученику понять, с хорошим учителем он занимается или с плохим - очень тяжело. Например, многие даже хорошие учителя (в том, что касается уроков) не объясняют ученикам, как именно следует заниматься самостоятельно - а это вообще чуть не главный фактор в обучении; если не понимать этого, и львиную долю времени у инструмента пытаться играть пьесу от начала до конца в желаемом темпе, прогресс будет минимальным. Взрослый ученик, в отличие от ребенка, может сам прочитать полезные педагогические советы, самостоятельно попробовать и убедиться в их пользе.

В последней записи soltem обсуждает любопытную статью в английской The Guardian о том, как их редактор, который тоже учится играть на фортепиано во взрослом возрасте, провалил экзамен за второй класс.

Мне эта статья напомнила любопытную ситуацию с этими самыми музыкальными экзаменами. Что это за "экзамен за второй класс", который провалил редактор? В Британии и вообще большинстве стран мира есть широко распостраненная система экзаменов для разных уровней (классов, grades) изучающих музыку. Эта система существует независимо от музыкальных школ, консерваторий итд. Любой желающий - чаще это ребенок, но нередко и взрослый - может заплатить деньги, подготовиться по опубликованным материалам, пойти на экзамен нужного уровня по своему инструменту (кроме исполнения пьес определенного уровня сложности, там также есть теория, чтения с листа итд.) и получить оценку. Экзамены проводит организация ABRSM (Associated Board of the Royal Schools of Music) - это самая известная во всем мире, хотя есть несколько конкурентов.

Как-то интересно сложилось, что в разных странах есть разная культура музыкального образования - и она либо принимает, либо отвергает этот принцип универсального тестирования. Скажем, всюду в Европе есть места, где можно сдать экзамены ABRSM. А в Израиле их просто нет, никто про такое не знает, нет такой традиции вообще (и ничто ее не заменяет - нет каких-то местных общепризнанных доступных для всех экзаменов). В России тоже нет, если я правильно понимаю. В Америке есть центры ABRSM, но в целом там такой подход очень мало развит - мне встречались дискуссии американцев с европейцами, где американцы недоумевали, что это за стандартные экзамены по музыке, никогда про такое не слышали.

А мне это кажется ОЧЕНЬ полезным. Я вот реально страдаю от того, что в Израиле про такое не слышали и слышать не хотят. Я не доверяю себе в объективной оценке своего прогресса и текущего уровня, и не очень доверяю учителям. Объективный экзамен по строгим заранее известным критериям, который оценивается независимыми от меня экзаменаторами - это же прекрасно. Наверное, это я так устроен, но мне тяжело понять, почему кто-то такое *не* хочет и считает вредным.

И особенно странной кажется такая почти бинарная разбивка по странам - либо есть такое и все знают и пользуются, либо нет и вообще все музыкальное обучение проходит без экзаменов такого рода.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: mr_k_bx
2017-06-02 01:28 am
моя жена учится (ей ~50), уже 3-й год, надо ей рассказать про ABRSM.

Edited at 2017-06-02 01:28 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bortans
2017-06-02 03:20 am
А на гитаре вы не пробовали играть? К фортепиано не тянет (только слушать), но на гитаре хочется попробовать. Когда-то давно пару песен Цоя научился играть, но потом забросил. Помню, было здорово.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-06-02 04:33 am
Я пробовал (и сейчас учусь), могу рассказать, если что-то интересно
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ilya_dogolazky
2017-06-02 04:04 am
забавно, когда человек, пишущий о музыке много букв, таки не знает слова «блокфлейта»
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: postumia
2017-06-02 04:34 am
Я тоже обратила внимание, но подумала что он наверное, американец.
Он знает слово «блокфлейта», но рекордер ему тоже нормально использовать.
А ты знатный зануда.

Edited at 2017-06-02 04:34 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2017-06-02 04:36 am
Ну Вы бы уже могли и смотаться в Лондон, погулять там, заодно и экзамен сдать.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: webface
2017-06-02 06:09 am
Интересно было бы почитать исследование на тему правда ли детям намного легче стать пианистами или это они просто могут себе позволить заниматься уроками каждый день без перерывов, в отличии от взрослых?
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-06-02 07:20 am

Интересно, есть ли курсы.

Интересно, есть ли где-нибудь курсы по изготовлению палеолитических каменных рубил, топоров, наконечников для копий и т.д. И экзамены разных уровней. Говорят, это тоже очень сложно и требует многолетних упражнений.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2017-06-02 10:41 am

Re: Интересно, есть ли курсы.

Фан-клуб ведь очень маленький, только единичные энтузиасты. Вот со всякими античными/средневековыми военными делами - там горадо больше, экзамены вряд ли, а курсы скорее всего есть.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kramian
2017-06-02 08:08 am

Экзамены по музыке

С экзаменами по музыке в Америке, по моему опыту, действительно какая-то загадочная ситуация - точнее, не с экзаменами, а с информацией о них. Экзамены-то есть, оказывается! Вот у нас в Калифорнии даже две организации, уважаемые и признанные, которые их проводят каждый год (немного по разным правилам). Но у меня заняло несколько лет, чтобы об этом узнать. По неведомой мне причине это знание не циркулирует широко среди общественности, а доступно лишь избранным из определенного круга :) Который, кстати, отнюдь не узок - каждый год мы наблюдаем целую толпу детей, пришедших на экзамен (и неожиданно встречаем там знакомых и одноклассников). Может, и в Израиле на самом деле все же есть что-то подобное? Если нет, то, видимо, эту функцию выполняют экзамены в муз. школах, как в России.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bortans
2017-06-02 08:31 am
А как они устроены? Мне, например, всегда казалось, что лучшие экзамены это (в случае естественных наук) беседа по всему курсу с решением нескольких задач, а не просто ответ на случайный билет. Конечно, в обычных вузах технически это вряд ли реально реализовать (требует слишком много времени), но на подобных "коммерческих" экзаменах это реально.

И, конечно, было бы здорово, чтобы такие экзамены были не только по музыке, но и по математике, физике и т.д.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-06-02 11:02 am
Там несколько частей: исполнение (три выбранные учеником пьесы из списка), игра с листа, техника (гаммы) и сольфеджио.

А вот есть программа этих экзаменов: http://ru.abrsm.org/en/our-exams/piano/piano-grade-1/ through http://ru.abrsm.org/en/our-exams/piano/piano-grade-8/
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: smirnovadmin
2017-06-02 08:46 am
Отсутствие возможности неким стандартизированным образом экзаменоваться меня совершенно не печалит. Ну хотя бы потому, что это не влияет на обучение. У взрослых часто возникает масса глубоких и даже непреодолимых проблем, по причине позднего начала. Это много важнее. На фоне этого, отсутствие возможности экзаменоваться неким стандартным образом, на мой взгляд, не представляет из себя вопроса, требующего пристального внимания. В конце концов, если игра посредственна, то это сможет определить любой мало-мальский адекватный преподаватель, так и наоборот.

P.S. По поводу Soltem-а. Поначалу мне тоже было интересно читать статьи его блога и я даже учавствовал в его группе фейсбука. Впоследствии, впрочем, я почти перестал это делать и вышел из группы. Причин несколько. Начал осознавать, что это участие не даёт мне никакой ни моральной, ни реальной поддержки, а временами даже деморализовывало по причине отсутствия с автором общей точки зрения. Наконец, в последнее время, автор блога вообще сошел по большей части к некоей околофортепианной философии, с которой я во многом не солидарен.

Edited at 2017-06-02 08:49 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-06-02 10:30 am
А что за группа фейсбука?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kobak
2017-06-02 10:45 am
А Вы посмотрели на списки произведений для этих экзаменов? Есть тут, например: http://de.abrsm.org/fileadmin/user_upload/syllabuses/pianoSyllabusComplete17.pdf Можете оценить, произведения какого класса сложности Вы играете?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-06-02 11:09 am
Я смотрел в прошлом, и сейчас еще раз посмотрел. Понимаете, на это сложно ответить в том числе по тем причинам, по которым я хотел бы иметь возможность сдавать такой экзамен (и готовиться к нему). Слишком часто в прошлом было, что очередное произведение доведено не до действительно хорошего уровня, а до такого, который по мнению учителя достаточен на данный момент, и переходим к следующему. Собственно, так было почти всегда, поэтому мне трудно судить о том, какие произведения я мог бы сейчас исполнить, после подготовки, на уровне, отвечающем строгим "внешним" требованиям экзаменаторов.

Мне приходилось разучивать и произведение из 6 класса в этом списке (инвенцию в ля минор Баха), но я не доходил в ней до уровня, который сам бы назвал хорошим. Если смотреть более реально, то мне кажется возможным подготовиться за разумное время к экзамену 3 класса, и *может быть* 4 класса, но тут скорее нет, чем да.

Еще одна причина, по которой трудно об этом судить - это что кроме произведений там проверяют слух, гаммы, чтение с листа... все это как раз прекрасно, потому что я недостаточно практикую гаммы и намного меньше, чем сам хочу, занимаюсь чтением - подготовка к экзамену помогла бы дисциплинировать и в этом тоже.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)