ДЛЯ КОГО УМЕРЛА ВАЛЕНТИНА? О стихотворении Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки»
По сути дела это пристальное "близкое прочтение" текста стихотворения, с особым вниманием к образам, встающим перед глазами умирающей Вали -
В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.
и утверждения смерти-во-имя как главной цементирующей силы новой идеологии, противостоящей и побеждающей "нательный крест":
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
Там много интересно и метко подмечено - не буду пытаться пересказывать, просто советую прочитать - но хочется отметить отдельно чрезвычайно любопытные для меня цитаты из черновиков Багрицкого, показывающие, как отсекалось лишнее, как складывался этот мощнейший образ силы, которая ведет "нас" на борьбу, на жертвенную смерть - и строфы, в которых слишком выступало активное начало, "я" или "мы", отбрасывались или менялись Багрицким. До такой степени, что - с почти карикатурной беспощадностью - черновое
Мы водили молодость
В сабельный поход,
Мы бросали молодость
На кронштадтский лед —
Над письмом рыдали мы
Ночью при свече,
У ворот прощались мы,
Плача на плече…
превращается в знаменитое
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Вот это "мы водили молодость" -> "нас водила молодость" меня особенно поразило.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →