"В 1992 году... в архивах нам открыли множество фондов, много разных комплексов документов... Среди прочего попалась переписка о следующей истории: июль 1945-го, Восточная Польша, войска проводят так называемую войсковую операцию, прочесывают огромный лес, задерживают семь тысяч человек. Эти семь тысяч человек фильтруют в течение 2-3 недель, основную массу отпускают, около 600 человек оставляют. Оставляют их, потому что они, с точки зрения СМЕРШа, очевидные «аковцы», солдаты Армии Крайовой... В переписке прямо говорится: для ликвидации использовать такой-то батальон, предотвратить побеги так-то. Там нет прямого приказания расстрелять, но очевидно, что эти люди были убиты.
И вот, в 1992-м, осенью, мы с коллегами задумались, что нам делать с этим нашим знанием?.. Волновали нас немыслимо нервные русско-польские отношения... 18 лет эти выписки пролежали. А в 2010 году мой приятель, с которым мы вместе работали в той экспертной группе, Никита Петров, который когда-то и обнаружил эти документы, решил, что сейчас уже нормально об этом говорить. Мы еще раз посоветовались, и он опубликовал эту историю в своей книге и в «Новой газете».
В Польше – немыслимый резонанс, потому что там существует общество, которое искало этих людей в течение многих лет. Они понимали, что их убили. Они просто не были в этом абсолютно убеждены – а тут вроде как появилось доказательство. Но все-таки мы все время думали, как представить это так, чтобы было максимально неболезненно для польского сознания."
То есть подумайте, в Польше полвека не знали ничего конкретного о судьбе этих людей. Видимо, убили - а может, не всех, а часть отправили куда в Сибирь? Общество у них там занимается поисками много лет. Дети большинства этих солдат еще живы небось были в 92-м. И вот историк находит переписку советских властей об этом, и решает попридержать... на 18 лет... чтобы не бередить "русско-польские отношения".
Историк! Да не просто историк, председатель общества "Мемориал".
А вы говорите, Мединский.