?

Log in

No account? Create an account
адамс и пратчетт - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

адамс и пратчетт [янв. 17, 2018|11:25 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, , ]

Я сформулировал для себя разницу между юмором Дугласа Адамса и юмором Терри Пратчетта много лет назад, когда еще оба были живы.

Недавно в беседе в чате сказал так: "Адамс - писатель одного трюка, а Пратчетт реально смешной". Это слишком резко и наверное несправедливо. Но вот что я имею в виду, если подробнее и с примерами.

Юмор Адамса практически всегда проистекает из фрустрированных ожиданий читателя внутри одного предложения. Это смешно первые 300 раз, но в какой-то момент начинаешь замечать, что есть ТОЛЬКО это.

Фрустрированные ожидания почти всегда связаны с стилем или масштабом изложения. Типичный пример:

“Space,” it says, “is big. Really big. You just won’t believe how vastly, hugely, mindbogglingly big it is. I mean, you may think it’s a long way down the road to the chemist’s, but that’s just peanuts to space.”

или:

“Nothing travels faster than the speed of light with the possible exception of bad news, which obeys its own special laws.”

Юмор Адамса - это ВОТ ЭТО повторить сто тысяч раз.

Пратчетт другой. У него живые люди, юмор возникает из ситуаций. Словесная эквилибристика есть, но она работает на сюжет и описание реальности, а не стоит отдельно и любуется собой, как в фразе про bad news.

Вот цитата из Пратчетта:

“Listen to me, will you?” he said, settling down a little. “I know about people who talk about suffering for the common good. It’s never bloody them! When you hear a man shouting ‘Forward, brave comrades!’ you’ll see he’s the one behind the bloody big rock and wearing the only really arrow-proof helmet! Understand?”

He stopped. The cadre were looking at him as if he was mad. He stared at their young, keen faces, and felt very, very old.

“But there are causes worth dying for,” said Butterfly.

“No, there aren’t! Because you’ve only got one life but you can pick up another five causes on any street corner!”

“Good grief, how can you live with a philosophy like that?”

Rincewind took a deep breath.

“Continuously!”

Я не скажу, что это гениально, вершина итд. я скажу, что во всем творчестве Адамса не найдется ничего похожего на вот это "Continuously!". Это юмор, который он не умеет.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: special_linear
2018-01-17 09:35 pm
А в чем все-таки крутость юмора Прачетта? Я несколько раз пытался подступиться (не слишком усердно) — и не смог. Тяжело. Ощущение, что как-то натужно, к каждой шутке очень явно и искусственно подводит. ЧЯДНТ?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2018-01-17 09:47 pm
Мне тоже юмор Пратчетта кажется каким-то механическим.

Подводка не важна, а "how can you live ...? -- continuously!" - тоже мне бином Ньютона.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mr_k_bx
2018-01-17 09:51 pm
совершенно с вами согласен, хотя мне оба нравятся. Пратчетта можно читать всегда, и все время будет новое. Адамс хорош еще тем, что его немного, ибо много такого - совсем несмешно.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-17 09:54 pm
А в чем именно фрустрированные ожидания в шутке про bad news? Или, тем более, в том эпизоде с Improbability drive, когда в результате его использования в дверь начали ломиться обезьяны, напечатавшие Войну и Мир?

Неожиданность - да, но чем это плохо для юмора - не вижу.

И, кстати, в процитированном разговоре из Претчета - наоборот, "юмор" предсказуемый, и потому унылый. "Смешной" ответ приходит в голову еще при прочтении слов "how can you live with a philosophy like that?” -- а в тексте еще он не сразу приводится, а после паузы про "deep breath", из чего создается впечатление, что беседует тормоз с идиотами (т.е. тормоз не сразу нашелся что ответить, но хоть в конце концов нашелся-таки..) Просто уровень частушек Петросяна какого-нибудь...

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: melkiythegreat
2018-01-18 06:42 am
Ринсвинд глубоко дышит не для саспенса. Он эталонный трус и старается не отсвечивать, особенно когда говорит с вооруженными и вспыльчивыми людьми, как в этой сцене. Но у него есть принципы. Поэтому тут он таки хамит вооруженным и вспыльчивым людям. Потому что он трус.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-17 09:55 pm
Мне кажется, вот пример юмора у Адамса схожего с "continuously":

"It's unpleasantly like being drunk."
"What's so unpleasant about being drunk?"
"You ask a glass of water."

Это даже тоньше.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-17 10:04 pm
Ну, здесь как раз фрустрированые ожидания налицо. Но "continuously", конечно, в подметки не годится.

Это скорее приближается к шуткам уровня Л.Кэрролла. Правда, у последнего - все-таки другой уровень, все пронизано добротой всемогущего сказочника, а у Адамса - сарказмом изобретательного острослова...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: keytaro_kun
2018-01-17 10:03 pm
Какой слог... И как мне не хватало этих слов!
Наверное, надо просто в оригинале читать. В переводах мне этот автор туго шел, только "Опочтарение" понравилось.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mr_k_bx
2018-01-18 04:49 am
я хотел это сказать, не хотелось просто, чтоб за понты приняли. Даже не представляю, как можно Пратчетта читать в переводе. Сразу же все терятся, кмк, авторский стиль и слог у него принципиально важен. Хотя я как раз в переводе даже не пробовал. Адамса тоже в переводе не читал.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: atanvarnoalda
2018-01-17 10:05 pm
Соглашусь.
Но ИМХО, у Адамса всё-таки две шутки, а не одна.
Вторая шутка: "смотрите, а люди странные!"
Ну ладно, есть ещё третья: "смотрите, а жизнь - штука непредсказуемая и случайная!"

И вот эти последние две шутки он и повторяет раз за разом.
Так и хочется протолкнуть голову в книгу и заорать: "ДА ПОНЯЛ Я, ПОНЯЛ! ЛЮДИ ВСЕ СТРАННЫЕ И НЕЛОГИЧНЫЕ ИДИОТЫ! В ЖИЗНИ СЛУЧАЮТСЯ СТРАННЫЕ СОВПАДЕНИЯ! ВСЕЛЕННАЯ НЕРАЦИОНАЛЬНА И СЛУЧАЙНА, ПОНЯЛ УЖЕ, ХВАТИТ БИТЬ МЕНЯ ПО ГОЛОВЕ!"
Потому мне первая книга очень нравится, вторая - ну ладно, тоже, а остальные я перечитывать не собираюсь.

Кстати, Терри Джонс написал новелизацию адамсовской игры Starship Titanic, и стиль Адамса у него получился просто 1-в-1. Настолько хорошо, что к середине мне книга просто осточертела.

Первые две книги Пратчетта, кстати, тоже такие...
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-17 10:10 pm
Может, дело просто в том, что он выдохся?

Шуток у него много - выше уже про стакан цитировали...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cthulhu985
2018-01-17 10:20 pm
Прэтчетт написал дофига книг, почти как Пирс Энтони какой-нибудь, причем утомили они меня лично примерно одинаково быстро, хотя Прэтчетт несомненно лучше.

Адамс написал куда меньше и умер относительно молодым, и в этом его несомненное преимущество перед Прэтчеттом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mr_k_bx
2018-01-18 04:55 am
Адамс, к сожалению, утомить тоже успел... ну меня как минимум )
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2018-01-17 10:43 pm
Про юмор можно спорить (что и происходит в комментах), а существенная разница между ними (КМК) - в другом. Книги Адамса - это сплошной капустник, гонка от одного гэга к другому. У Пратчетта (в лучших вещах, т.е. в большой части книг) - нормальное повествование с сюжетом, героями, целью, идеей. Плюс юмор.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mr_k_bx
2018-01-18 04:50 am
+++
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vlad_suh
2018-01-17 11:18 pm
Я думал, что Автостопом по галактике - это в первую очередь пародия на всю научную фантастику. Причем пародируется очень много вещей, но при этом произведение остаётся вполне цельным и самостоятельным, а не превращается в фанфик "давайте запихнем побольше отмсылок". А словесные шутки вторичны.

Опять же, Плоский мир сначала был деконструкцией фантазии, потом стал реконструкцией. Шутки опять же вторичны.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2018-01-18 12:50 am
Да в том-то и дело что пародирование нф и деконструкция/реконструкция фэнтези - это тоже вторичное. А на первом месте stories (в пратчеттовском понимании).
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: arpad
2018-01-17 11:20 pm
Дело вкуса но у меня прямо противоположное ощущение. Адамс - все же проблески живого юмора, живого сарказма. Пратчетт - стандартные приемы и абсолютная вторичность и предсказуемость всех сюжетных поворотов.

Плюс к тому Пратчетт - позер.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2018-01-17 11:45 pm
Вы могли предсказать что когда Ваймс в Пятом Элефанте бежит по заснеженному лесу, ему встретятся три сестры с gloomy and purposeless trousers of Uncle Vanya?! Не гоните лошадей-с.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: larisaka
2018-01-17 11:47 pm
Предлагаю все коменты, где Пратчетта ругают, удалить, а авторов - забанить.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2018-01-17 11:50 pm
А потом догнать и ещё раз забанить.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: azangru
2018-01-17 11:52 pm
Чем, например, такой фрагмент из Адамса не про живых людей и описание реальности:

Mr Prosser's mouth opened and closed a couple of times while his mind was for a moment filled with inexplicable but terribly attractive visions of Arthur Dent's house being consumed with fire and Arthur himself running screaming from the blazing ruin with at least three hefty spears protruding from his back. Mr Prosser was often bothered with visions like these and they made
him feel very nervous. He stuttered for a moment and then pulled himself together.

"Mr Dent," he said.

"Hello? Yes?" said Arthur.

"Some factual information for you. Have you any idea how much damage that bulldozer would suffer if I just let it roll straight over you?"

"How much?" said Arthur.

"None at all," said Mr Prosser, and stormed nervously off wondering why his brain was filled with a thousand hairy horsemen all shouting at him.





Или вот этот отрывок чем не юмор ситуации:





A tall figure appeared silhouetted in the hatchway. It walked down the ramp and stood in front of Arthur.

"You're a jerk, Dent," it said simply.

It was alien, very alien. It had a peculiar alien tallness, a peculiar alien flattened head, peculiar slitty little alien eyes, extravagantly draped golden ropes with a peculiarly alien collar
design, and pale grey-green alien skin which had about it that lustrous shine which most grey-green faces can only acquire with plenty of exercise and very expensive soap.

Arthur boggled at it.

It gazed levelly at him.

Arthur's first sensations of hope and trepidation had instantly been overwhelmed by astonishment, and all sorts of thoughts were battling for the use of his vocal chords at this moment.

"Whh ...?" he said.

"Bu ... hu ... uh ..." he added.

"Ru ... ra ... wah ... who?" he managed finally to say and lapsed into a frantic kind of silence. He was feeling the effects of having not said anything to anybody for as long as he could
remember.

The alien creature frowned briefly and consulted what appeared to be some species of clipboard which he was holding in his thin and spindly alien hand.

"Arthur Dent?" it said.

Arthur nodded helplessly.

"Arthur Philip Dent?" pursued the alien in a kind of efficient yap.

"Er ... er ... yes ... er ... er," confirmed Arthur.

"You're a jerk," repeated the alien, "a complete asshole."

"Er ..."

The creature nodded to itself, made a peculiar alien tick on its clipboard and turned briskly back towards the ship.

"Er ..." said Arthur desperately, "er ..."

"Don't give me that!" snapped the alien.



С вот этим милейшим заключительным don't give me that?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2018-01-18 12:26 am
[“Listen to me, will you?” he said, settling down a little. “I know about people who talk about suffering for the common good. It’s never bloody them! When you hear a man shouting ‘Forward, brave comrades!’ you’ll see he’s the one behind the bloody big rock and wearing the only really arrow-proof helmet! Understand?”

He stopped. The cadre were looking at him as if he was mad. He stared at their young, keen faces, and felt very, very old.

“But there are causes worth dying for,” said Butterfly.

“No, there aren’t! Because you’ve only got one life but you can pick up another five causes on any street corner!”

“Good grief, how can you live with a philosophy like that?”

Rincewind took a deep breath.

“Continuously!”]

На этот счет есть две замечательные античные шутки.

-- Мальчики бросают камни в лягушек для спорта, но лягушки умирают всерьез.

-- Одна дура на старости лет ослепла и стала ко всем приставать, мол заберите меня из этого темного дома (это из Сенеки).

Ну или из Бирса, удивительно актуальное:

CONGRESS, n. A body of men who meet to repeal laws.

CONSERVATIVE, n. A statesman who is enamored of existing evils, as distinguished from the Liberal, who wishes to replace them with others.

CONSOLATION, n. The knowledge that a better man is more unfortunate than yourself.




Edited at 2018-01-18 02:08 (UTC)
(Ответить) (Thread)
From: jklkj
2018-01-18 02:28 am
Пример Пратчетта улыбнул : ) подозреваю что у Адамса тоже встречались шутки получше, но согласен — у Пратчетта действительно в целом уверенный, качественный юмор.
Из колоссов хорошо и весело еще писал Воннегут.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2018-01-18 02:38 am
Да, Воннегут хорош, но Хеллер живет в сердце моем (с)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: ithaka_girl
2018-01-18 06:47 am
И при этом над Адамсом я смеялась вслух, слушая аудиокнигу на улице - не могла удержаться, никак. А над Пратчетом улыбнулась пару раз.
Видимо, нет объективных критериев.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bookworm_the
2018-01-18 04:21 pm
похожая штука
хотя, нет, и у Пратчетта ржал не раз
его лучшие книги - в середине примерно (первую вообще только со второго раза осилил, слабая)

ещё заметил (прочитав большую часть "дискворлда" и в стопятьсотый пятикнижие Адамса) - перечитать что-либо из Пратчетта - сильно вряд ли, Адамсового же автостопщика - перечитываю и перечитываю

упд.
просмотрев все комментарии, пришёл к выводу: кто резко топит за одного и так же резко против другого - тот суть _ограниченная_ лысая обезьяна


Edited at 2018-01-18 16:25 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>