?

Log in

No account? Create an account
специальные умения - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

специальные умения [май. 19, 2018|11:14 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]



На графике отмечены точность спортсменов по стрельбе из лука как функция расстояния до цели. Скачок вверх по точности на дистанции 18 метров: это стандартная дистанция в соревнованиях в стрельбе из лука в помещении.

из статьи: "Especial Skills in Experienced Archers"
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00222895.2017.1327416

В статье упоминаются похожие исследования в баскетболе (точность броска уменьшается с ростом дистанции, но есть скачок вверх на линии штрафного броска). Вместе с тем надо учесть, что в этой статье довольно мало субъектов, n=9 (9 стрелков из иранской спортивной команды), и цитируется другая статья, которая не нашла такого скачка в стрельбе на длинные дистанции в поле.

Так что этот график для меня - не столько твердый научный факт, сколько полезная иллюстрация идеи о том, что людям хорошо дается специализированное обучение. Когда вы прокачиваете какие-то умения, вы улучшаете свое владение общим классом этих действий, но особенно и в первую очередь - специализированным вариантом, наиболее подходящим к тому, что вы делаете.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: dzz
2018-05-19 08:18 am
Ну, это очевидный вывод. Привычный навык даёт лучший результат.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-19 09:08 am
Математическая модель вызывает недоумение. Как она может иметь разрыв производной в максимуме, если даже точность независимой переменной конечна? Зафигачили бы гауссиану какую-нибудь.

И планирование эксперимента удивляет -- лучше бы проверили 17,5 и 18,5 м вместо 15 и 21 м (или 16 и 20 м).
(Ответить) (Thread)
From: yacpdb
2018-05-19 12:31 pm
Там нет разрыва производной, это же обычные кривые Безье какие-нибудь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-19 02:45 pm
Статью не читай @ сразу отвечай

Как вы себе представляете кривую Безье с таким очевидным изломом посередине?

На самом деле это парабола (плавная зависимость) + двусторонняя экспонента ("натренированный" пик).

Самое прикольное, что в статье они предлагают это как типа общую модель для "especial skills", хотя в данном случае у них получается на 7 экспериментальных точек 6 параметров модели. Один (центр экспоненты) они фиксируют на априорном значении, но всё равно описать 7 точек 5 подгоночными параметрами и произвольным выбором кривой -- это знатная наука...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: yacpdb
2018-05-19 03:01 pm
Я же написал, кривые, а не кривую - гладко склеенные, как принято в компьютерной графике. Оказалось не многочлены, а гладко склеенные многочлены и экспоненты? Ну вот поэтому я оговорился про "какие-нибудь". The point stands, производная непрерывна.
К методологии есть вопросы, я согласен, но вопрос про гладкость надо снять.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-19 05:43 pm
Такое впечатление, что вы пользуетесь каким-то альтернативным определением гладкости.

Если у вас sci-hub заблокирован, то вот выдержка из статьи:

What are the components of our mathematical model? First, as stated previously, we fitted a quadratic function to the scores, S, for the distances, D. The exact equation, along with its best-fitting coefficients, was

S = 2.9 + .93D − .04D2

We then added a term, P, for practice, to get the compound effect of distance and practice

C = S + P

where

P = α exp(−β |DPracticed_D|)

We then added S and P to get an overall measure of performance, C, after setting Practiced_D to the distance that our archers practiced the most (i.e., 18 m, the task-governed value), and after finding values of α and β that permitted the greatest reduction in the sum of squared deviations between the observed and predicted scores. These turned out to be 1.62 and 3.64, respectively.

Чему равна производная dC/dD при D = Practiced_D?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: yacpdb
2018-05-19 06:59 pm
'двусторонняя экспонента ("натренированный" пик)' это от модуля дельты, а не от квадрата?! Вау.

Прошу прощения, вы были абсолютно правы с самого начала.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liveuser
2018-05-19 09:09 am
Пользуясь случаем: заучивание стихов наизусть - оно какой-нибудь навык развивает, кто-то в курсе?

Скажем, я могу процитировать по памяти процентов 80 письма Татьяны к Онегину - хочется понять, что же мне это дало.

(Сейчас в российских школах заучивание подается, кажется, под соусом развития памяти. Были ли реальные исследования? Есть ли ретроспективный обзор? По поверхностному чтению Гугль.Букс - лет 150 назад заучивание в основном применялось к иностранным и религиозным текстам, при этом еще граф Толстой жаловался, что это остаток старого суеверия. Есть версия, что требование заучивания так и доползло до наших дней по привычке, изредка мимикрируя/)
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-19 11:18 am
Это предназначено не для развития навыков, а для приучения к покорности и стигматизации дефективных.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2018-05-20 12:37 am
Пользуясь случаем: заучивание стихов наизусть - оно какой-нибудь навык развивает, кто-то в курсе?

Ну конечно, навык заучивать стихи наизусть. :-)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liveuser
2018-05-20 08:06 am
Хочется хотя бы для этого подтверждающих / опровергающих исследований. Но найти не могу (не знаю, где искать, далек от этой сферы.)

Единственный вывод - я точно знаю, что волевым усилием можно загнать что угодно в долгосрочную память. Особенно рифмованное.

("О, святая, как ласковы свечи, как отрадны твои черты..." - ну да, что угодно.)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: the_toad
2018-05-21 08:32 am
заучивание стихов наизусть - оно какой-нибудь навык развивает

Да. Навык не скачивать реферат "Образ Онегина в поэме Гоголя "Тихий Дон" в интернете, а всё-таки прочитать источник.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-24 12:30 am
... в поэме Гоголя "Тихий Дон Кихот"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: the_toad
2018-05-24 08:27 am
Это уже после терапии, а сперва буйствовал.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: a_shen
2018-05-19 09:53 am
тут, скорее всего, не только привычка помогает стрелять при правильном расстоянии - но и мешает попасть при неправильном (потому что коррекция на расстояние немного другая, наверно)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dr_lamer
2018-05-19 01:36 pm
И это само собой.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ichthuss
2018-05-19 10:40 am
Помнится, попался какой-то тест на слух, в котором нужно было назвать более высокий из двух звуков, и на каждом этапе разница частот уменьшалась вдвое. Я дошёл до чего-то вроде 1/16 тона (на самом деле там были соотношения в герцах, не имеющие отношения к какому-либо музыкальному строю), но помню, насколько резко сложнее стало после того, как интервал стал меньше полутона.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-24 12:34 am
Любопытный тест - у вас не осталось ссылки? У меня почему-то ничего не загуглилось...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ichthuss
2018-05-24 08:02 am
Вроде бы этот: http://jakemandell.com/adaptivepitch/

Сейчас у меня с первого раза получилось различать 1.5 Гц, со второго прохождения 0.75 Гц, при том что тон на этой частоте составляет приблизительно 30 Гц.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: dmpogo
2018-05-19 11:35 am
Угу, когда стреляешь на незнакомое расстояние, всегда надо пристреляться :)
(Ответить) (Thread)