?

Log in

No account? Create an account
нарративные скачки - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

нарративные скачки [май. 23, 2018|07:38 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Заметил, что меня начало изрядно раздражать, когда повествование в книге прыгает от одного героя к другому каждую главу. Бывает, что есть две параллельно идущие нити повествования, бывает, что больше - но так или иначе, от главы к главе автор швыряет нас сквозь пространство и время от одних персонажей к другим.

Нет, я преувеличил немного - это не всегда раздражает. Бывает, что это "логично", потому что эти две параллельные нити все время взаимодействуют друг с другом. В одной главе герой что-то делает, в другой его враг (например) как-то реагирует со своей точки зрения. В третьей главе мы опять возвращаемся к герою и нам нужно было прочитать вторую, чтобы понять его поведение в третьей. Если попытаться в уме разделить эти две нити и прочитать их одну за другой - выйдет бессмыслица.

Еще это не раздражает, когда это какой-то значительный кусок. Вот как в "Войне и мире" - там вроде бы и "прыгаем" между героями и городами, но каждый раз это значительная по размеру часть книги, и заканчивается на каком-то логическом завершении. Это тоже не раздражает.

Но такое впечатление у меня, что в последние годы все чаще и чаще эта техника прыжков от главы к главе становится просто стандартным фоном для повествования. Может, "Игра тронов" Мартина подхлестнула эту моду - в ней абсолютно все построено на этих нервных прыжках? Но и до нее такое встречалось. И чаще всего это именно "нелогично", нет связи между нитями, нет реальной надобности так прыгать. Если отделить нити друг от друга и рассказывать отдельно, это никак не повредит смыслу (кроме отдельных связующих узлов или концовки).

То есть этот выбор маленькой единицы связного повествования - 5-20 страниц, а дальше обязательно надо "прыгнуть" - он не обоснован сюжетом. Это чисто мода такая, по-моему. И она меня раздражает. Все время думаю, хватит уже мельтешить перед глазами. Если мне интересно, то мне и подряд интересно читать; а если не нравится, то эти скачки с мгновенной переориентацией дело не исправят. Вот сейчас дочитал Incandescence Грега Игэна. Отличная книга, но если бы вот этого не было, была бы еще лучше.

Интересно, есть ли стандартное название у этого метода, этой моды на бесконечные скачки, и исследовал ли кто-то, действительно ли это теперь повсеместно, или мне так только кажется.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: erendir
2018-05-23 04:47 pm
Иногда раздражает. А иногда - "Мастер и Маргарита".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vigourik
2018-05-23 08:16 pm

Или "Улитка на склоне"...



Edited at 2018-05-23 20:16 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: neuraum
2018-05-23 04:49 pm
Сразу думается про новый фандоринский роман Акунина. Авантюрный сюжет, где по нескольку глав отсутствует главный герой. Потом, конечно, все нити связываются.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: anna_i
2018-05-23 04:53 pm
Да, это действительно стало очень часто использоваться и очень часто утомляет. Может считается что это сделает повествование менее скучным :) Раньше тоже так писали, но намного реже переключались с одного героя на другого. Я сейчас читаю "All the light we cannot see" и не очень понимаю зачем так прыгать.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: umbloo
2018-05-23 04:55 pm
Это из кино и сериалов, по-моему, во многом пришло. И оттуда же другое (что раздражает меня,в свою очередь): концовки глав на "напряжённом моменте". У того же Мартина ведь главы, в общем, не короче, чем у Толстого - но обрываются часто именно на таких сериальных "клиффхэнгерах".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: moola
2018-05-25 12:32 pm
Мартин это заимствовал из Дюны. Там это не так сильно выражено, но если перечитать после Мартина, то очень бросается в глаза.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drmor
2018-05-23 05:00 pm
Знакомый приём. Насчёт моды ничего не скажу, но это в общем не раздражает, когда все линии одинаково интересны. Как раз в "Incandescence" Игана у меня было примерно так, несмотря на то, что линия Амальгаммы там весьма деривативна к его предыдущим романам. А вот у Мартина почти всегда раздражало, потому что всегда хотелось перейти обратно к более интересному.

(В качеста положительного примера вспоминается "Use of Weapons" Бэнкса. Вот уж где многое держится на связи между двумя поначалу казалось бы малозависимыми повествованиями, и при этом повествования эти разрезаны максимально завершённо и сюжетно обоснованно.)
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-23 05:11 pm
Просто чтобы лучше понять, о чем вы: а у Булгакова (в М&M) раздражает? А в "Хромой Судьбе" Стругацких?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shadow_ru
2018-05-23 05:14 pm
Терпеть не могу, так как нарушают динамику повествования.

Advantages and Disadvantages of Multiple Points of View

Disadvantages:

• It’s not easy to employ multiple POVs well. Each POV character’s voice must be spot on and easily recognizable. Most readers will not flip back to a chapter heading to remember who is speaking if it’s not obvious. This is especially true in the era of the e-book when flipping to the chapter heading can be a chore.

• Using multiple POVs is not a license to “head hop”. Your work needs to have logical rules about when the POV shifts occur (typically each chapter with a character heading) or you will just disorient the reader.

• It is harder to establish deep emotional connections when you are dealing with multiple POV characters. You need to take the time to establish all your POV characters well enough that your reader is invested in them, or they simply won’t care enough to keep reading. For this reason, multiple POV books tend to be long, which can make for a harder sell.

• It may be challenging to keep the pace of the story moving quickly if you retell the same events from different perspectives. It’s important to keep forward momentum, even if it’s tempting to show an event, say the murder of the duke’s valet, from the point of view of all the main characters. You have to decide whose perspective is most important in each moment, and find ways to deftly show the other POV characters’ reactions to those key events later in the story.

https://www.writersandartists.co.uk/writers/advice/970/a-writers-toolkit/style/
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bortans
2018-05-23 05:20 pm
У Дэна Брауна все романы написаны таким методом. Подозреваю, что свое влияние играет репетирование автором как это роман будет выглядеть после экранизации, т.е. пишется не просто роман, а сразу и сценарная основа.
(Ответить) (Thread)
From: nedosionist
2018-05-23 05:30 pm
Мне кажется, что вы говорите о полифонии (т.е. т.з. разных нарраторов/персонажей) в сочетании с фрагментацией, а может быть о постмодернизме в целом?!
https://en.wikipedia.org/wiki/Postmodern_literature

Это мб. не повсеместно, но влиятельно. Среди модных книг постарше, использующих эти приемы, можно упомянуть Талмуд. Как маркера современной волны я бы отметил Кортасара. Из ранне-советских: 12 Блока и Гиперболоид Толстого.

В кино аналогом являются концепции
https://en.wikipedia.org/wiki/Hyperlink_cinema,
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_nonlinear_narrative_films

На мой вкус, это одна из наиболее интересных инноваций в современной кинодраматургии. Впрочем, и злоупотребляют этими приемами изрядно, как Вы и пишете.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-23 05:51 pm
В третий раз подряд читаю заголовок как "нарративные скАчки".

В третий раз подсознание подсказывает: "о, авва что-то про лошадей написал, хотя на него не похоже, наверное что-то про теорвер и математику". И не важно, что уже видел эту запись, процесс анализа заголовка запускается независимо от кверинга воспоминаний...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: chuka_lis
2018-05-23 06:31 pm
"Но такое впечатление у меня, что в последние годы все чаще и чаще эта техника прыжков от главы к главе становится просто стандартным фоном для повествования." -
мне тоже кажется, что многие этим "грешат".
и местами, тоже раздражает ( а иногда даже и отталкивает)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2018-05-23 06:41 pm
Интересно, а кто первый придумал вести повествование от первого лица перемежающихся персонажей? Самое раннее, что мне встречалось - Уилки Коллинз, середина 19-ого века, но может и до него были примеры?
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-05-23 07:00 pm
Де Лакло, «Опасные связи», конец 18 века.

— borisk
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2018-05-23 08:35 pm
У меня возникла ассоциация с диссонансом.Я не очень углублялся в такие темы, вот посёчил на скорую руку,мне показалось любопытно http://vlfesenko.ru/muzyka_i_dissonans.pdf, главное, статья не очень большая.
(Ответить) (Thread)
From: buddy_z
2018-05-23 10:10 pm
Да, читая всяких дэнов браунов так и видишь рекламную паузу в конце каждой главы.
Лет через 10, когда аффтары все перейдут на нетфликс, опять будут писать нормально
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_p
2018-05-23 11:03 pm
Это все программисты со своей многопоточностью влияют!
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>