?

Log in

No account? Create an account
слоны и муравьи - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

слоны и муравьи [июн. 25, 2018|09:22 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Есть известная история о том, как лингвист Роман Якобсон отреагировал на предложение пригласить Набокова на должность профессора русской литературы в Гарварде: "Не пригласите же вы слона стать профессором зоологии?"

Вчера я посмотрел интервью с нобелевским лауреатом по экономике Исраэлем Ауманом, где его спросили, может ли теория игр, которой он занимается, помочь в решении конкретных конфликтов между людьми.

Он ответил: "Энтомологи изучают муравьев, но не говорят им, что делать".
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: sergeyoho
2018-06-25 06:40 am
Лауреат забавно пошутил. Как я слышал, сам он своему совету не следует. Если относить политику и войны к "конкретным конфликтам".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xaxam
2018-06-25 07:13 am
В каждой шутке есть доля шутки.

Но у "Джонни" в самом деле очень изысканное чувство юмора.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2018-06-25 11:05 am
Угу, как раз это и хотел напомнить.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2018-06-25 07:07 am
Это bon mot в худших традициях французского пустословия, т.е. остроумие любой ценой, включая полную потерю смысла.

Edited at 2018-06-25 07:08 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xaxam
2018-06-25 07:10 am
Теория игр изучает результаты игр по разным правилам, но не устанавливает "правильные правила", по которым все должны играть.

А полную потерю смысла и пустословие мы наблюдаем в других местах.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2018-06-25 07:39 am
Причина вашего раздражения - сотни книг и статей, обещающих охренительную пользу теории игр в повседневной жизни. Тем не менее, теория игр все же дает инструменты для анализа конфликтов и как минимум устраняет ошибочные оценки ситуаций, точно так же, как теория вероятностей дает правильную оценку шансов игрока, хотя и не научит его сорвать куш в казино.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xaxam
2018-06-25 08:40 am
Начать с того, что теория игр поясняет, в какие игры не стоит играть. Уже само по себе немало.

Кроме того, в теории игр накоплен довольно богатый опыт "регуляризации", - как надо подкрутить правила игры, чтобы результаты не оказывались парадоксальными или неожиданными.

Классический пример, - "дилемма заключённого" становится вполне осмысленной игрой с разумным состоянием равновесия, если перевести её из однократной в повторяющуюся (игроки знают, что играют не одну партию, а много, и максимизируют суммарный выигрыш).
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ald1976
2018-06-25 10:54 am
Обычно уже на берегу понятно, в какие игры не стоит играть. Из простого здравого смысла и вульгарных прикидок.

А если кто со здравым смыслом не дружит, то его и теоретико-игровые аргументы не убедят, просто потому, что будут не поняты.

Ну и есть куча игр, в которые понятно, что играть не стоит, но играют - получения удовольствия ради. Рулетка, например.

И куча игр, неинтересных с точки зрения теории игр, вроде шахмат. Но не делающих шахматы глупой, бесполезной и не интересной игрой.

*********************

Есть и еще одна проблема практического свойства. Есть немало игр, в которых "здравый смысл" мало чем помогает. Вот только их исследование обычно проводится уже после того, как проиграно немало раундов. И когда набрано много эмпирики о том, какие у этой игры хитрые свойства.

И очень редко теория игр успевает дать дельный совет до того, как люди набили шишки из-за своего непонимания. А советы пост-фактум намного менее ценные. В "приложениях" теория игр часто выступает именно в этом сомнительном амплуа "предсказания прошлого".



Сорри за пустословие и капитана очевидность.

Edited at 2018-06-25 11:02 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: melkiythegreat
2018-06-25 08:08 am
Почему же. Иногда с ее помощю устанавливают некоторые правила.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xaxam
2018-06-25 08:31 am
Да, если знаешь, какого результата хочешь добиться. Скажем, разные электоральные системы могут привести либо к результату "победитель получает всё", что хорошо с точки зрения управляемости страной после выборов, либо к пропорциональному представительству, а с ним и необходимости формирования коалиций и поиска компромиссов. Это будет существенно, если перед страной стоит "судьбоносный" выбор, а общество расколото примерно пополам.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasmok
2018-06-25 08:00 am
да, очень правильное замечание, и прекрасно, что есть люди, осознающие разницу!
недавно у Екатерины Шульман спросили, почему она не идёт в политику, на что она ответила примерно также. что-то типа "если я стану заниматься политикой, то уже не смогу её изучать, а это уже совсем другая профессия"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: muh2
2018-06-25 08:25 am
И какой тогда от этномологов муравьям прок?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xaxam
2018-06-25 08:33 am
Энтомологи приманивают муравьёв халявной жрачкой, изучая их повадки. Муравьи это ценят.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2018-06-25 08:46 am
Как же. Энтомолог их фоткает и в блоге фотки выкладывает, муравьям приятно. А вот какая польза от выпендрежа очень-очень чистых математиков, которым по чиставнатурематематическим понятиям западло признаваться, что у их теории могут быть приложения - я пока не понял.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ljmlsas
2018-06-25 10:07 am
Очень плохо, если это всё, что может нобелевский лауреат сказать по данному вопросу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-06-25 01:03 pm
немного офф.

Набоков был к тому времени вполне опытный прекрасный лектор, и мне никогда не было понятно почему милейший Якобсон проявил себя такой пардон свиньей.
Похоже на "территориальность". Т.е. т на тривиальную зависть. ВВН ему немножечко отомстил в Пнине.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: urod
2018-06-26 05:29 am
Почитайте хотя бы Александра Минкина "Немой Онегин". Он иногда упоминает Набокова.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-06-26 11:01 am

а.. я посмотрю, но как это к тому что я сказала? при чем?

зачем "хотя бы"?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fiona_grady
2018-06-26 09:10 pm
Да, я тоже хотела написать, что Набоков имел опыт лекторский, и Якобсон таки поступил не особо красиво. Но, думается мне, тут кроме территориальности и возможной зависти замешано еще кое что. Нрав у Набокова был не ангельский, язык острый, беспощадный. Возможно, до Якобсона кое что донеслось, а то и лично пришлось услышать.

Ну и,... сами ведь знаете про реалии академии....Они с тех пор только усугубились.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-06-26 09:55 pm
от умницы и лапочки ( по отчетам тех кто близко общался с ним) Якобсона подобная гадость - с оттенком издевательства - может быть объяснена несколькими способами. например, соперничеством, нежеланием делить Гарвардскую синюю курицу ( как у китайцев, знаете, целебная якобы) с человеком более известным и более талантливым и оригинальным в литературоведении. я честно говоря не помню и лень смотреть когда вышли Лекции - наверное все-таки позже, в Корнелле -Вайнделле. возможна и чисто "эсетическая" неприязнь и неприятия, Набоков и в литературе и в критике был мавериком, а Якобсон - консерватором. и наконец возможно и "расовое" - Якобсон мог не знать о юдофилии Набокова, и не хотеть белой акации цветы эмиграции, то есть монархическую или пардон кадетскую дворянскую антисемитскую гадюку у себя под носом. маловероятно? тогда последний возможный вариант и причина его подлого поведения - вполне может быть что Набоков, не любивщий не только "психоослиного" но и заумностей академии - где-то молвил ядовито про структурную лингвистику, Якобсона любимую дочку.

других объяснений дикого унижения ЖЖН Якобсоном я не могу придумать.

офф - не могли бы вы к Хахаму зайти, почитать пост про Коржавина, с комментариями, но там из за 350, лучше всего одну длинную ветку. если согласитесь, я покажу какую. я там нашла, к моему удивлению, новое определение антисемитизма. я этим словом не бросаюсь, как и гитлеровм - но за последние 5 лет мне показалось я видела необычные и с виду интеллигентные варианты, и там, в юзере математике из ленинграда с кличкой Будда, я кажется нашла еще один специмен.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fiona_grady
2018-06-26 10:39 pm
Нет, точно не боязнь монархической гадюки, всем было известно отношение Н к евреям, да и его жена Вера тоже всем была знакома.

Остается все таки: либо личные язвительные замечания Н о Я. Либо же, и сдается мне, вы правы тут: язвительность писателя к академии, сиречь, наезд на структуральную лингвистику. Не забудем, не простим!

Относительно же любых дискуссий в соц. сетях про Коржавина, я их избегаю. Образ дорогого, трогательного Коржавина, который в толстенных очках с вделанными туда лупами, да еще и с биноклем в руках, склонялся с уважением и добротой к собеседнику, даже если собеседником была девчонка двадцатилетняя... И никогда никаких резких выражений, по крайней мере в личных беседах. Царствие небесное!

А антисемитизм, это ведь заразная болезнь, она нападает, поражает организм и, особенно, мозги, и она неизлечима.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-06-26 10:44 pm

там ушло от Эмы - а я его тоже лично знала и любила - и пришло черте-куда. кое-что я у себя перепечатаю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: affidavid
2018-06-25 02:57 pm
" Мы не устанем повторять, что закон Паркинсона – чисто научное открытие и к текущей политике он применим лишь на уровне теории. Ботаник не должен полоть сорняки. Он вычислит скорость их роста, и с него довольно."
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2018-06-25 10:18 pm
Про энтомологов - это ИМО тонкий намек на толстые обстоятельства нынешней перебранки между трампистами и DNCшниками. Трамписты несут конспирологическую околесицу, DNCшники отвечают им извращенной КО. Те, кто в этом участвуют, оказываются в положении Пола Кругмана, который сейчас вещает на уровне Проханова. Нормальным специалистам это не нужно.



Edited at 2018-06-26 03:28 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: giterleo
2018-06-29 08:47 am
Я не уверен, что хоть одна из довлатовских побасенок - включая эту - не придумана самим Довлатовым.
(Ответить) (Thread)